Танец с Шивой - СИДДХАНТА МАНДАЛА. Воззрения на реальность
Thursday 23rd of May 2019


СИДДХАНТА МАНДАЛА. Воззрения на реальность
Индуизм - Танец с Шивой

Вель, священное копье, - символ покровительству­ющей мощи Муругана, нашего помощника в трудностях. Его острие, символизирующее духовное различение, про­ницательность и знание, должно быть широким, глубоким и всепроникающим. Аум.

Какие две школы имеются в шайва-сиддханте?

ШЛОКА 146

Есть две школы шайва-сиддханты: плюралистичес­кий теизм (линии Агхорашивы и Мейкандара) и монис­тический теизм Тирумулара. Кое в чем различаясь, они разделяют общее религиозное наследство веры, культуры и практики. Аум.

БХАШЬЯ

Сравним монистическую сиддханту Риши Тирумула­ра, которую представляет настоящий катехизис, и плю­ралистический реализм, изложенный Мейкандаром и его учениками. Они имеют больше общего, чем различий. В южной Индии пунктами согласия являются гуру (настав­ник), Лита (святой образ Шивы), сангха (братство пре­данных Шиве) и валипаду (ритуальное поклонение). Обе школы соглашаются, что Бог Шива есть действенная при­чина творения, а Его Шакти — инструментальная при­чина. Расхождения же касаются вопроса о материальной причине, о природе первосубстанции: едина ли она с Бо­гом или существует помимо него. Школы также расходят­ся во взглядах на тождественность души и Бога, зло и ко­нечное растворение вселенной. В то время как монисти­ческие теисты, адвайта-ишваравадины, считают 2200-лет­ний «Тирумантирам» главным авторитетом в сиддханте, плюралисты, или анекавадины, полагаются в основном на авторитет 800-летних «Агхорашива-паддхати» и Мейкандар-шастр. «Тирумантирам» вопрошает: «Кто может знать величие нашего Господа? Кто может измерить Его длину и ширину? Он есть могучее неназываемое Пламя, о чьих непознаваемых началах я отваживаюсь говорить». Аум Намах Шивайя.

Каковы два воззрения на творение?

ШЛОКА 147

Монистические теисты верят, что Шива творит кос­мос как Свою эманацию. Творение Шивы есть Сам Шива. Плюралистические теисты придерживаются взгляда, что Шива формирует космос из вечно существующей мате­рии и, таким образом, Сам не является Своим творением. Аум.

БХАШЬЯ

Плюралистические сиддхантины верят, что Бог, души и мир — Пати, пашу и паша — это три вечно сосуществу­ющих реальности. Под творением эта школа понимает то, что Шива придает уже существующей материи, майе, раз­личные формы. Другими словами, Бог, как гончар, явля­ется действенной причиной космоса. Но Он не является материальной причиной, той «глиной», из которой кос­мос формируется. Плюралисты считают, что если мир – паша, которому присущи анава, карма и майя, был сотво­рен, то любая мотивация этого творения — будь то божес­твенное желание, демонстрация мощи или всего лишь иг­ра — делает Создателя менее чем совершенным. Поэтому паша никогда не мог быть сотворен. Монистические сид­дхантины полностью отвергают аналогию с гончаром. Они учат, что Бог есть одновременно действенная, ин­струментальная и материальная причина. Шива постоян­но эманирует творение из Себя. Его проявление можно сравнить с проявлением жара из огня, горы из земли или волн из океана. Жар есть огонь, гора есть земля, волны неотличимы от океана. Веды утверждают: «В Этом все объединяется; из Этого все исходит. Он, вездесущий, есть начало и конец всех сотворенных вещей». Аум Намах Шивайя.

Каковы воззрения на Бога и душу?

ШЛОКА 148

Для монистического теиста душа является эманацией Бога Шивы и должна раствориться в Нем, как река в море. Для плюралистов — Бог пронизывает, но не создает душу; таким образом, Бог и душа вечно остаются отдельными реальностями. Аум.

БХАШЬЯ

Плюралистические сиддхантины учат, что Шива про­низывает душу, но душа не сотворена и существует вечно. Она бесформенна, но имеет качества воли, мышления и действия. Она не растворяется в Шиве полностью в конце своей эволюции, а, скорее, достигает Его сферы и вечно наслаждается блаженством божественного единения. Как соль, растворенная в воде, душа и Бог не являются двумя; но они и не совершенно одно и то же. Для монистических же сиддхантинов душа появляется из Бога, как дождевая туча приходит с моря. Как река, душа протекает сквозь многие рождения. Душа состоит из несотворенной божес­твенной сущности и прекрасной, лучезарной, человекопо­добной формы, созданной Шивой. Пока эта форма — анандамайя-коша, или тело души, — взрослеет, она отлич­на от Бога. Но даже во время этой эволюции сущность души, Саччидананда и Парашива, не отличается от Шивы. В конечном итоге, как река впадает в море, душа возвра­щается к своему источнику. Душа и Бог — совершенное одно и то же. Веды говорят: «Как реки, что текут, исчезают в океане, отбрасывая свое имя и форму, так и знающий, свободный от имени и формы, достигает Первичной Ду­ши, что превыше высочайшего». Аум Намах Шивайя.

Каковы различные воззрения на зло?

ШЛОКА 149

Для монистических теистов мир майи есть совершен­ное творение Шивы, содержащее в себе каждую вещь и ее противоположность. Для плюралистических теистов мир омрачен злом; вследствие этого, майя не может быть тво­рением совершенного Бога. Аум.

БХАШЬЯ

Плюралистические сиддхантины верят, что миру майи присуще зло и несовершенство, ибо он явно полон горя, несправедливости, болезней и смерти. Душа также безначально заражена анавой, или ограниченностью. Плюралисты утверждают, что если бы Бог создал майю — материал для мира — или душу, Он, конечно, сделал бы их без изъяна и не было бы никакого зла, ибо несовершенст­во не может происходить от Совершенства. Отсюда они заключают, что анава, карма и майя существовали всегда и что душа была безначально погружена во тьму и рабст­во. Монистические сиддхантины считают, что с позиции высшего сознания этот мир виден таким, какой он на са­мом деле есть, — совершенным. Нет никакого фундамен­тального зла. Бог Шива создал принцип противополож­ностей, которые являются катализаторами в процессе соз­ревания души, — таковы красота и уродливость, свет и тьма, любовь и ненависть, радость и горе. Все это — Сам Бог Шива, все это — в Нем и от Него. Совершенный кос­мос вышел из-под рук совершенного Создателя. «Тирумантирам» говорит: «Все проявления природы — Его ми­лость. Все одушевленное и неодушевленное — Его чистая милость. И как тьма, и как свет распространяется милость Господа». Аум Намах Шивайя.

Каковы воззрения на махапралайю?

ШЛОКА 150

Монистические теисты верят, что во время махапра­лайи, космического растворения, все творение поглоща­ется Шивой, и только Он один существует. Плюралисти­ческие теисты убеждены, что мир и души сохраняются в форме семян и впоследствии проявляются вновь. Аум Намах Шивайя.

БХАШЬЯ

Плюралистические сиддхантины не соглашаются с тем, что после махапралайи — втягивания времени, форм и пространства в Шиву — души и мир находятся так близ­ко к Шиве, что, с практической точки зрения, только Он один и существует. На самом деле, говорят они, и мир, и души продолжают существовать, не как вещи, а как «по­тенциальности». Словно в глубоком сне, души, теперь бес­телесные, отдыхают. Индивидуальные кармы дремлют, чтобы прорасти позже, когда творение снова разворачи­вается и неосвобожденные души снова воплощаются для продолжения своего духовного путешествия. Монисти­ческие сиддхантины верят, что души сохраняются в мень­ших пралайях космического цикла, но только Шива су­ществует после махапралайи. Тогда нет никакого «друго­го», никаких отдельных душ, никакого отдельного мира. Вселенная и души поглощаются Шивой. Паша (т, е. анава, карма и майя) уничтожается. В предшествующей раство­рению напряженности, когда само время ускоряется, все души достигают полной зрелости, утрачивая отделенность и осуществляя слияние с Шивой. Воистину, джива становится Шивой! Веды четко провозглашают: «Своей божественной силой Он владычествует над всеми мира­ми. В периоды творения и растворения вселенной только Он и существует». Аум Намах Шивайя.

Писания говорят о сиддханте

Медитируйте на Господе как объекте медитации, ибо Господом весь мир приводится в действие. Брахма, Вишну, Рудра и Индра созданы Им, а также все свойства и все твари. Его божественное величие стало Причиной, Вселенной, Блаженным; оно как эфир, пребывающий неколебимым среди воздуха.

Атхарваведа

Кто нашел и пробудился к Самости, вошедшей в это опасное, недоступное место, тело, тот является творцом вселенной, ибо он есть творец всего. Он — весь мир. Воис­тину, он есть сам мир.

Яджурведа

Все священные книги, все святые жертвоприношения и ритуалы и молитвы, все слова Вед, и все прошлое, и настоя­щее, и будущее — происходит от Духа. Своей майей, чудес­ной силой, Он сотворил все вещи, и майей связана челове­ческая душа. Знай, поэтому, что природа есть майя, но Бог есть Тот, Кто управляет майей, и все существа в нашей все­ленной — это части Его бесконечного великолепия.

Яджурведа

Для переживания истинного и ложного великая Са­мость имеет двойственную природу. Воистину, великая Са­мость имеет двойственную природу. Воистину, великая Са­мость имеет двойственную природу!

Яджурведа

Видящий не видит ни смерти, ни болезни, никакого го­ря. Видящий видит только Все и получает Все целиком.

Яджурведа

Непостижим этот высший атман, неизмерим, нерож­ден, непроницаем, немыслим — Он, чье «Я» есть бесконеч­ное пространство. Он один остается бодрствовать, когда вся вселенная растворяется, и из этого пространства Он про­буждает мир, состоящий из мысли.

Яджурведа

Тот разум, который побуждает становиться на путь до­бродетели или порока — это Я. Вся эта вселенная, подвижная и неподвижная, — от Меня. Все вещи сохраня­ются Мною. Все поглощается Мной во время пралайи. Пос­кольку не существует ничего, кроме Духа, и Я есмь тот Дух, то нет ничего, кроме Меня.

Шива-самхита

Изначальный, великий, неделимый — Сам разделился на множество. Он — и форма, и бесформенность, и форма-бесформенность, и гуру, и Господь Шакти. В многочислен­ных формах Он стал проявленным в дживах.

Тирумантирам

Ты и Он — не два отдельных; ты и Он — один единый; на том и стой, свободный от всех сектантских оков; с Шивой становись Одним — так осуществляется сиддханта.

Тирумантирам

Это Изначальное без прошлого или будущего. Его форма свободна от старости и болезни. Оно проявляется как Отец и Мать. Оно расцветает как Самосущий. Его нель­зя описать как одного или двоих. Художник не может изоб­разить Его. Это то, что лежит между добром и злом. Оно вечно пребывает в сердцах мудрых. Оно не позволяет де­лать никакого различия между ведантой и сиддхантой. Это То, что танцует в зените за пределами сферы звука.

Натчинтанай

Всегда мое действие — это твое действие. Я не «другой» по отношению к тебе, поскольку сущность моя, которую я называю «Я», не существует отдельно от тебя. В этом заклю­чается естественная гармония между ведантой и сиддхан­той.

Таюманавар

Как просторная земля, как огонь и вода, как принося­щий жертву и дующий ветер, как вечные луна и солнце, как эфир, как Бог в восьми формах, как космическое добро и зло, женщина и мужчина, все другие формы и Его собствен­ная форма, и все это как Он Сам, как вчера и сегодня и завт­ра — так пребывает Бог с длинными красными волосами. О Чудо!

Тирумурай

 


Читайте:


Добавить комментарий


Практика учения

Самоосознание

News image

Сегодня мы немного поговорим о самоосознании. Что это за слово такое и для чего это са...

Исполняять свои обяз

News image

Лучше исполняять свои обязанности, пусть несовершенным образом, чем безукоризненно чужие. Выполняя предписанные обязанности, соответствующие его пр...

Популярные статьи

Изначальная форма

News image

Увидев эту вселенскую форму, которую я никогда не видел прежде, я испытываю радость, но в то же самое время мой...

Бог Кама

News image

Ка ма (санскр.  «любовь», «чувственное влечение») — в древнеиндийской мифологии бог любви, сын Лакшми и Вишну. Изображается в виде крылатого юн...

Лакшми, дающая богатство

News image

Как вы думаете, кто самый богатый человек в Великобритании? Нет, не Абрамович … А сталелитейный олигарх Лакшми Миттал, бизнесмен с ин...

Индусские Боги

News image

Есть так много богов в Индуизме. Индусы полагают, что есть многократные Боги? Почему они поклоняются многократным богам? Есть 33 Девы (предугадывает), ко...

Философы и мыслители

Шри Мадхусудана Сарасвати

News image

Мадхусудана Сарасвати родился в начале шестнадцатого столетия и прославился как блестящий философ. Это был период расцвета философских школ Индии. Ученые и мудрецы писали многочисленные комментарии к ...

Свами Бхавьянанда

News image

Это было в конце 1990 или в начале 1991 года, когда Свами Локешварананда из калькуттского Института Культуры Миссии Рамакришны посетил наш центр в Англии, где он...