Индуизм -
Терминология
|
ИШВАРА — имя или термин, обозначающий в индуизме личного бога, создателя вселенной (переводится как Господь или Владыка ); концепция И. и есть то, что позволяет говорить о монотеистич. тенденции или монотеистич. уровне в индуизме. Исходное значение слова владетель , обладатель ; в Ведах оно выступает как умилостивительный эпитет, обращаемый к разным богам ( владеющий , т. е. способный дать , потенциальный даритель — прежде всего счастливой доли, судьбы). Через значение бога личной судьбы (в эпосе И. иногда тождествен богу судьбы Дхатри) семантика И. эволюционирует до значения монотеистич. Господа (очень сходную эволюцию претерпела семантика и др. термина, обозначающего Бога , — Бхагават , в первонач. значении: владеющий [счастливой] долей ). В филос. системе йога И. тождествен Пуруше высшему Я , к-рое в отличие от других пуруш не вовлекается в игры природы (пракрити) и не затрагивается аффектами, действиями с их кармическими плодами и т. п. В философии веданта И. — активная манифестация пассивного Абсолюта — Брахмана. В ряде индуистских традиций все боги, включая величайших — Шиву, Вишну, Брахму, осознаются культурной элитой как формы И. В шиваизме верховный бог значит, чаще определяется термином И. , чем в вишнуизме. Концепция личного бога-творца (ишвара-вада) не раз подвергалась ожесточенной критике со стороны философов — буддистов и сторонников иных нетеистических учений (ниришвара-вада). Внутри самой индуистской философии острая полемика велась по вопросам соотношения воли И. с действием закона кармы и ответственности И. за творящееся в мире зло.
|