Веды и боги - Ганеша
Saturday 27th of April 2024

Ганеша
Учение - Веды и боги

ганеша

Ганеша является самым почитаемым божеством Индии после Вишну, Шивы и их жен. Его изображают с головой слона на человеческом туловище. Его вахана — крыса. Ганеша — бог предусмотрительности и мудрости, его как устранителя всяческих помех призывают все индусы перед началом любого дела.

“Если индус строит дом, то перед этим он ублажает изображение Ганеши и устанавливает его на самом месте строительства или неподалеку; если он пишет книгу, то уже в самом начале отдает должное Ганеше, поскольку он является покровителем буквально каждого письменного знака. Отправляясь в путешествие, он молит Ганешу о покровительстве, и для удобства путников его изображение часто помещают на обочине дороги, особенно на перекрестках… Фигуру бога благоразумия обычно можно видеть над магазином или банком. И сверх всего прочего, в индуистском пантеоне, возможно, нет божества, к которому бы столь часто прибегали и которое можно было бы столь часто видеть”.

Хотя Ганеша считается старшим сыном Шивы и Парвати, пураны относят его происхождение за счет одного или другого из этой супружеской пары, но только не их обоих. Здесь можно отметить, что Шива и Парвати не могли иметь общего потомства. Боги, опасавшиеся, что дети, рожденные от такого союза, могут  оказаться слишком ужасными, чтобы жить рядом с ними, попросили Шиву не порождать детей. Шива согласился, но Парвати, узнав об этом, пришла в ярость и заявила, что в таком случае жены других богов должны тоже стать бесплодными, как она, и прокляла их соответствующим образом. В результате все

богини утратили способность рождать детей. Так называемые сыновья и дочери богов либо рождены из головы, либо произведены на свет каким-то таинственым способом, который смертным неизвестен.

Согласно повествованию “Матсья-пураны” Парвати произвела на свет Га нешу, чтобы излечить своего мужа от привычки неожиданно врываться к ней в то время как она купалась. Однажды она “взяла масло и притирания, использованные при купании, и, соединив их с другими выделениями, вышедшими из ее тела, придала им форму человека, которому дала жизнь, окропив его водой из Ганга . Затем она поставила его охранять дверь ее купальных апартаментов.

Вскоре пришел Шива и был несказанно удивлен при виде Ганеши. Однако он попытался войти силой, и между ними началась ссора, в ходе которой Шива отрубил Ганеше голову. Когда Парвати вышла и увидела, что ее сын убит, она разразилась горестными рыданиями, и Шива, желая ее утешить, приказал, чтобы ему доставили голову первого попавшегося живого существа. Это оказалась голова слона, Шива приспособил ее к телу Ганеши и дал ему жизнь.

В другом рассказе о происхождении Ганеши говорится, что Парвати совершила поклонение Вишну, моля его о сыне, и тогда сам Вишну принял вид младенца и стал ее сыном. Услышав о рождении ребенка, боги пришли поздравить Парвати, и в то время как все боги смотрели на чудесного ребенка, Шани (планета Сатурн) держал взгляд прикованным к полу. Парвати спросила его, почему он не смотрит на ее дитя, и Шани ответил, что находится под проклятием своей жены, которая в приступе ревности, заявила, что всякий, на кого он посмотрит, погибнет в одночасье. Однако гордая мать подумала, что ее чадо не подвластно никакой опасности, и, преисполненная счастья, заявила, что Шани может смотреть на ее дитя, сколько душе угодно. Шани взглянул, и голова ребенка отделилась от туловища и улетела в Вайкунту, небо Вишну, где воссоединилась со своей исходной субстанцией. Парвати прокляла Шани, отчего незадачливый небожитель охромел. Затем она начала причитать, и чтобы утешить ее, Вишну оседлал Гаруду и отправился на поиски головы. Он нашел слона, спавшего на берегу реки, отрезал ему голову, и принес ее Парвати, которая соединила ее с телом Ганеши, а Брахма дал ему жизнь.

Надо отметить, что слон считается животным в высшей степени предусмотрительным и мудрым, и, возможно, голова Ганеши символизирует именно эти егокачества.

В “Вараха-пуране” говорится, что Ганешу в одиночку породил Шива. “Бессмертные боги и святые мудрецы, видя, что ни им, ни другим в совершении добрых и злых дел не препятствуют никакие трудности, собрались на совет относительно того, каким образом можно воспрепятствовать совершению злых дел, и запросили мнение Шивы, сказав ему: “О Махадева! Бог богов, трехглазый обладатель трезубца, только ты один можешь создать существо, способное препятствовать совершению недолжных деяний”. Услышав эти слова, Шива взглянул на Парвати, и, пока он думал о том, как ему выполнить желание богов, из блеска, исходившего от его лица, появился юноша, излучающий сияние, наделенный качествами Шивы, настоящий второй Рудра, красота которого очаровала женское население небес.

“Когда Ума (Парвати) увидела его красоту, ее охватила ревность, и в гневе она произнесла такое проклятие: “Ты не будешь оскорблять мой взор своей юношеской красотой, обрети слоновью голову и огромный живот, и тогда вся твоя красота улетучится”. Затем Шива обратился к своему сыну и сказал: “Имя тебе будет Ганеша, сын Шивы. Ты будешь первенствовать над винаяками и ганами, от тебя будет исходить успех и разочарование, и велико будет твое влияние среди богов, в жертвоприношениях и во всех делах. Поэтому тебе первому будут поклоняться и тебя первого будут призывать по любому поводу, а цели и молитвы того, кто уклонится от этого, не будут иметь успеха”.

В “Сканда-пуране” приводится еще один рассказ о происхождении Ганеши. “В период сумерек, который наступил между Двапара и Калиюгой, женщины, варвары, шудры и другие служители греха”, посетив храм в Сомнатхе, получили доступ на небеса. В результате небеса оказались переполнены, а ад обезлюдел. В этом затруднительном положении Индра и другие боги обратились за помощью к Шиве, который попросил их адресовать свои жалобы к Парвати. Ублаготворенная ими Парвати потерла свое тело и “произвела удивительное существо с четырьмя руками и слоновьей головой”, который стал препятствовать людям восходить на небеса, замещая их стремление к паломничеству (особенно в Сомнатх) страстью к богатству.

Возможно, эта история была изобретена какими-нибудь изобретательными жрецами Сомнатха с целью привлечь к этому храму паломников!

У Ганеши только один бивень, второй был отломан Парашурамой. Однажды этот благородный господин посетил обитель Шивы на горе Кайласе. У входа его встретил Ганеша и сообщил, что его отец спит и никого не принимает. Однако Парашурама торопился и желал немедленной аудиенции, поэтому он попросил Ганешу пойти и разбудить Шиву. По мнению Ганеши, Парашурама не был настолько важным посетителем, чтобы из-за него нарушать сон отца, о чем он и сказал. Начался спор, который перешел в драку. Ганеша схватил Парашураму своим хоботом и яростно швырнул его на землю. Парашурама поднялся и метнул в Ганешу свой топор, который отрубил ему бивень.

Тогда на сцену выступила Парвати и уже собиралась проклясть Парашураму, когда боги выступили на его защиту, а Брахма пообещал, что, даже лишившись одного бивня, ее сын будет почитаем всеми остальными богами.

Ганешу считают очень сведущим в священных науках и к тому же прекрасным писцом. Говорится, что именно ему Вьяса диктовал “Махабхарату”, а он записал ее. Однако, прежде чем согласиться стать писцом Вьясы, Ганеша сказал поэту, что у него нет времени, чтобы его растрачивать попусту, поэтому он  должен быть постоянно занят. На что Вьяса ответил, что писец должен с пониманием записывать то, что ему диктуют. Говорится также, что, пока Ганеша размышлял над смыслом стиха, который писал, Вьяса сочинял следующий, так и было записано все произведение.

Еще рассказывается, что Ганеша выиграл своих жен Сиддхи и Буддхи при помощи своих талантов к познанию и логике. Случилось так, что в этих дам влюбились и Ганеша и его младший брат Картикея, которые договорились, что будут состязаться в беге вокруг всего мира, и победитель получит обеих в награду. Ганеша остался дома и, когда Картикея вернулся из своего изнурительного путешествия, доказал ему обильными цитатами из священной литературы, посвященной географии, что он (Ганеша) совершил кругосветное путешествие и вернулся значительно раньше его, затем он женился на обеих дамах.

Ганеша является счастливым обладателем хорошего аппетита, и говорят, что он будет вполне доволен, если ему предложить побольше съестного, в особенности фруктов.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Практика учения

Слова о преданности

News image

Духовная жизнь - это сокровище, и не просто сокровище, а сокровище состоящее из секретов. Кришна ут...

Свобода от грехов

News image

Тот, кто знает Меня как нерожденного, как безначального, как Верховного Господа всех миров - сре...

Популярные статьи

Изначальная форма

News image

Увидев эту вселенскую форму, которую я никогда не видел прежде, я испытываю радость, но в то же самое время мой...

Бог Кама

News image

Ка ма (санскр.  «любовь», «чувственное влечение») — в древнеиндийской мифологии бог любви, сын Лакшми и Вишну. Изображается в виде крылатого юн...

Лакшми, дающая богатство

News image

Как вы думаете, кто самый богатый человек в Великобритании? Нет, не Абрамович … А сталелитейный олигарх Лакшми Миттал, бизнесмен с ин...

Индусские Боги

News image

Есть так много богов в Индуизме. Индусы полагают, что есть многократные Боги? Почему они поклоняются многократным богам? Есть 33 Девы (предугадывает), ко...

Философы и мыслители

Шанкарачарья - великий индийский Учитель

News image

Я подчиняюсь тебе, о Учитель, друг угнетенного мира, поток самоотверженной любви. Подними меня твоим путеводным светом, из которого течет нектар правды и милосердия, ибо я ут...

Шанкара (788 - 820 гг. н.э.)

News image

Шанкара (или Шанкарачарья) - индийский религиозный философ, реформатор индуизма. Синтезировав все предшествующие ортодоксальные (то есть признающие авторитет вед) системы, развил учение Адвайта-веданты (недвойственная, или недуальная Ве...