Парашурама - аватара Вишну |
Учение - Веды и боги |
Легенда, связанная с этой аватарой, указывает на кастовый конфликт между брахманами и кшатриями, в котором последние захватили пальму первенства. Рассказывается, что кшатрии возгордились и начали притеснять брахманов, и для того, чтобы их уничтожить, Вишну родился воинственным брахманом. Отшельник-брахман по имени Джамадагни проводил жизнь лесу вместе со своей преданной и добродетельной женой, матерью его пяти сыновей. Однажды она отправилась к реке, чтобы искупаться, и, как на зло, увидела в воде красивого мужчину, предающегося утехам с девицей. Глядя на любовную пару, она усладилась порочными мыслями и даже возжелала вкусить блаженство в обществе красавца-мужчины. Когда она вернулась в свое уединенное жилище, ее муж, “видя ее отпавшей от прежнего совершенства и лишившейся блеска своей святости”, укорил ее и чрезвычайно разгневался. В то время все сыновья отшельника отсутствовали, собирая в лесу ягоды. Когда они один за другим стали возвращаться домой, Джамадагни каждого из них просил убить свою мать. Четверо из них отказались стать матереубийцами. Взбешенный мудрец проклял непослушных сыновей, и они лишились разума. Последним пришел Парашурама, самый младший из сыновей. Джамадагни сказал ему: “Убей свою мать, которая согрешила, и сделай это, не прекословя”. Рама немедленно взял свой парашу (топор, отсюда и его имя Парашурама) и отрубил матери голову. Джамадагни, до крайности довольный сыном, велел ему просить любой награды. Вот каких наград попросил Рама: “Возвращение матери к жизни, с полным забвением того, что она была убита, и с очищением от всякой скверны, приведение всех братьев в нормальное состояние, а для себя — непобедимость в поединке и долгую жизнь”. Все это было дано ему. В “Рамаяне” рассказывается о том, как случилось, что Парашурама поклялся вечно мстить кшатриям. Однажды Картхавирья (кшатрийский царь, имевщий тысячу рук) отправился на охоту и случайно набрел на место уединения Джамадагни. Жена мудреца приняла его с величайшим почтением и гостеприимно пригласила под кров своего скромного жилища. Прогуливаясь в его ограде, правитель узрел чудесную корову отшельника, Камадхену, которая могла исполнять любые желания. Решив, что владеть такой коровой должен могущественный правитель, вроде него, а вовсе не живущий в лесу отшельник, он похитил ее. Джамадагни в то время отсутствовал вместе с сыновьями, а жена отшельника ничем не могла воспрепятствовать этому постыдному нарушению законов гостеприимства. Вскоре вернулся Рама и, узнав о том, что произошло, бросился в погоню за Картхавирьей. Рама одолел его в сражении, убил и привел назад чудесную корову. Когда сыновья Картхавирьи узнали о его смерти, они с большой армией подступили к жилищу Джамадагни. Они подошли к его хижине, когда никого из сыновей не было дома, схватили старика, который не оказал им сопротивления, убили его и сочли за благо убраться восвояси. Парашурама, до нельзя разгневанный этим подлым деянием, поклялся уничтожить все сословие кшатриев. История гласит, что в ходе двадцати одной кампании он очистил землю от кшатриев и что все так называемые кшатрии наших дней являются потомками брахманов от их кшатрийских жен. В “Рамаяне” содержится эпизод о схватке между Парашурамой и Рамачандрой, в которой последний оказался победителем. Рамачандра, как будет отмечено чуть позже, также был аватарой Вишну, и поскольку история, в которой Вишну побеждает Вишну, могла бы показаться абсурдом, то в центр конфликта помещены два лука, используемые в битве (принадлежащие один — Вишну, а другой — Шиве). Вряд ли нужно говорить, что победу одержал лук Вишну. Эту легенду считают интерполяцией, добавленной в текст с целью устранить всякие сомнения насчет права Рамачандры считаться аватарой, к тому же она находится в противоречии с широко распространенной верой в непобедимость Парашурамы. |
Читайте: |
---|