Учение Индуизма - Практика - Как справляться с жизненными невзгодами - Ведантический Подход
Wednesday 20th of September 2017


Как справляться с жизненными невзгодами - Ведантический Подход
Учение - Практика

как справляться с жизненными невзгодами - ведантический подход

В индийском быту выражение: «Ох! Это моя карма» используется с очень негативной окраской, как будто с этим и поделать-то ничего нельзя. Это не так. Карму можно нейтрализовать.

Духовные искатели верят, что последствия санчита кармы2 , агами кармы3 и прарабдха кармы4 могут быть устранены посредством духовной практики и по милости Бога. Патанджали проводит свое собственное исследование. Почему у нас возникают проблемы? Потому что мы держимся за них и не даем им рассеяться. К примеру, я мог с кем-то поругаться, а потом этот человек извинился. И все же я не могу выкинуть это из головы, это становится моей психологической проблемой. Если человек не развивает способность абстрагироваться от чего-то, то появляются проблемы или их становится больше. Проблемы так же появляются из-за привычки культивировать свои симпатии и антипатии. Что-то случается, но мне это не нравится. С другой стороны, есть что-то, что мне нравится, но этого не происходит. Так люди создают проблемы из-за «асмиты» или эгоцентричности или эгоизма. Есть еще одна черта нашего характера. Мы иногда нарушаем правила касающиеся здоровья. Мы становимся ментально слабы, и появляются ментальные проблемы. Тут простая логика. Где бы ни появилась слабость, проблемы, непременно появятся. Свамиджи5 говорил, - если вы сильны, все будет в порядке. Потом, из-за нашей слабости развивается страх. Поэтому диагноз Свамиджи следующий – слабость и страх являются причинами возникновения проблем.

Как преодолевать проблемы?

Что бы ни было причиной проблемы, мы обязаны найти выход. Выходом является, - невозмутимо принять проблему и превзойти ее. Принять ее – не значит, ничего не делать. В качестве примера, можно привести следующее сравнение, - когда врач приходит в больницу и видит пациента, он принимает: «Да, у этого пациента сломана нога или у него больное сердце». Он не выражает недовольство и не отказывается от него со словами: «Идите, выздоравливайте, а потом приходите», он принимает его. Вот совет, который дал Кришна в Бхагават Гите: «Это правда, что Кауравы там. Они пришли на поле битвы. Встреть их6 ». Другими словами: «Прими и превзойди». Когда вы принимаете вызов и не бежите, вы сильны.

Необходимо изменение отношения

Есть два аспекта этой проблемы. Я приведу пример. У меня часто болит нога. Это проблема здоровья и это первый аспект проблемы. Второй аспект, который намного важнее, следующий: «Как я смотрю на проблему»? Когда вы видите людей, у которых нет никаких проблем, вы начинаете думать – Вот, у меня нога болит. А почему у меня, в конце концов? И вторая мысль намного болезненнее, чем первая. Поэтому перспектива, - как смотреть на проблему, является очень важной. Если она правильная, вы уже решили проблему. Приведу еще несколько примеров. Одно из направлений в психологии называется «Философская Психотерапия». Психотерапевт допускает, что пациенты могут и не быть религиозными людьми и никаких философских бесед с ними не заводит. Он говорит: «Я психиатр, и этот эксперимент я успешно проводил со своими пациентами. Согласно ему, если есть какая-то психологическая проблема, вы должны изменить свое мировоззрение – что означает, как вы смотрите на мир как таковой, на людей, работу и так далее. Если у вас будет позитивный взгляд на все это, и вы сможете изменить перспективу, вы исцелитесь от своего недуга».

Психологические проблемы возникают из-за нашего неправильного отношения к ситуациям. Психиатр приводит несколько историй болезни. Один молодой священник, которого назначили настоятелем в церковь с большим приходом, должен был заменить очень старого, всеми уважаемого и хорошо известного священника, который так же был очень искусным оратором. Молодой священник стал очень сильно нервничать и думать: «Как меня паства примет? Я, ведь, совсем новичок еще здесь. Я не ученый и ораторским мастерством так не владею7. Что делать?» Он так разнервничался, что пришел к психиатру и изложил ему суть проблемы. После чего тот спросил: «Вы пришли в эту церковь для того, что бы произвести впечатление на людей или говорить о Боге?» Священник ответил: «Я пришел, что бы говорить о Боге». Следующий вопрос был таким: «Куда вы пришли? В лес или в церковь?» Он ответил: «Я пришел в церковь. Это храм Божий. Я пришел в храм Божий размышлять и говорить о Боге». После чего священник резюмировал: «Теперь, я себя чувствую намного лучше». Это маленькое изменение отношения к проблеме сработало. После этого, к помощи психиатров он уже больше не обращался.

В другом примере, молодой человек, потерявший своего друга в аварии, стал испытывать полное отвращение к жизни и очень разозлился на Бога, за то, что такое могло случиться. У его покойного друга осталась молодая жена. У молодого человека произошел срыв, и он вынужден был обратиться за помощью к психиатру. Тот выслушал его и сказал: «Вы правы. Вы подавлены тем, что случилось. Но у вас есть два пути. Один – обвинять Бога и всех остальных в том, что случилось, что будет приводить к еще большей подавленности. Другой – посмотреть на это иначе. Как вы знаете, у вашего друга, которого больше нет в живых, осталась жена и дети. Станьте их другом, проявите к ним сострадание, помогайте им и позаботьтесь о них. Разве вы не можете этого сделать?» Молодой человек почувствовал облегчение.

Это все конечно крайние случаи. Идея заключается в том, что, меняя отношение к чему-либо, решается проблема. И это не ново. Мы поступаем так в нашей духовной жизни. Мы относимся к родителям и к учителям как к Богу:

matridevobhava , pitridevobhava , acharyadevobhava8 . Жена, муж и все остальные – все они Бог. Если мы сумеем развить такое ментальное отношение, тогда все изменится.

Принимая помощь Писаний и Учителей

Есть и иной выход, а именно, принять помощь от других, - от наших друзей, компаньонов. Первое, каждый может воспользоваться профессиональной помощью. Люди, когда у них возникла какая-то проблема, обращаются к адвокату. Писания – это адвокат. Поддерживайте связь с такими писаниями, как Бхагавадгита, Упанишады, Провозвестие Шри Рамакришны и Четыре Йоги Свамиджи (Свами Вивекананды). Махатма Ганди обычно говорил: «Бхагавадгита для меня как словарь по решению проблем. Когда вы не знаете значение слова, вы обращаетесь к словарю. Так же и в жизни, если возникла какая-то проблема, я, тотчас же, хватаюсь за свой словарь – Бхагавадгиту, и получаю ответ». Второе, есть учителя. Tadviddhi pranipatena pariprasnena sevaya – обсуждайте с учителями, служите им смиренно и вам откроется.

Совет Кришны

Кришна дает простой совет в Гите. Наши симпатии и антипатии, и подобные им реакции создают в нас очень много беспокойств. Где же выход? Внимательно относиться к своим обязанностям. Если вы выполняете свои обязанности, вы уменьшаете свои проблемы. Мы говорим, что обязанности трудны и, что они сами создают проблемы. Но если вы небрежны, халатно относитесь к своим обязанностям, вы создаете только еще большие проблемы. Поэтому, надлежащим образом исполняйте свои обязанности.

Далее Кришна говорит о Будхи-Йоге, то есть об использовании распознавательного ума, Будхи. Buddhau sharanamanvichcha – найди прибежище в Будхи. Каждый должен развить способность к размышлению, что бы думать и анализировать. В Веданте, функции Будхи или Вичара, изысканию, придается очень большое значение в качестве средств для решения проблем. Поэтому все наши проблемы, как внешние, так и внутренние можно решить, правильно используя Будхи.

В Гите есть йога «искусства в действии». Yogasthah kuru karmani sangam tyaktva dhananjaya – принимайся за дело, держа ум в йоге. Посредством йоги ты можешь ускорить свое развитие, решить проблемы и преодолеть трудности. «Йога – это искусство в действии». Если ты живешь, то живи искусно. В основном, проблемы у нас возникают в рабочей сфере, будь то дом, офис или социальное окружение. Одна область – работа, другая – человеческие отношения. В них, проблемы возникают из-за того, что мы не используем то самое искусство. Кришна говорит об искусстве в действии. Не попадая в расставленные повсюду сети, не создавая путаницы, держи свой ум чистым и свободным. Когда у нас руки грязные, мы заражаемся разными болезнями, точно так же мы заражаемся и ментальными болезнями. Вся Гита посвящена именно этой проблеме.

Махатма Ганди обычно говорил, что йога непривязанности является важнейшим посланием Гиты и, что, когда проблемы появляются их нужно преподнести Богу через Будхи-Йогу. Проблемы пришли от Него, пусть они к Нему и идут. Мы преданные Бога, а потому должны перенаправлять проблемы к Нему. Зачем нам проблемы? Они не наши. Если вы принимаете их, они станут вашими, а если нет, то нет. Каждый должен развивать отношение инструмента в руках Бога. Nimitta matram bhava savyasachin – «А потому, будь, лишь только инструментом Арджуна!» Я только nimitta, а не носитель проблем. Проблема только у моего Господина. Я лишь инструмент, кукла. Найдите прибежище в Нем. Когда мы с Матерью, мы очень сильны, так как сила приходит от Матери. Шанкара говорит в гимне: «Matastadanu-sharanam kleshaharanam – О, Мать! Следуя за Тобой, находясь с Тобой, все klesha9 уходят, все проблемы и страдания уходят». На коленях у Матери ты в полной безопасности, в полном покое и безграничной любви. Никакие проблемы туда не доходят.

Tamsat sarveshu kaleshu mamanusmara yudhyacha10. Поэтому Кришна просит Арджуну помнить о Нем во время сражения. Когда у вас появились проблемы, не бегите от них, но держитесь за Рамакришну. Когда вы погружены в работу, одной рукой держитесь за Бога, другой выполняйте работу. Когда у вас выдалось немного свободного времени – обеими руками держитесь за Бога.

Будда, Метод Надлежащего Внимания

Будда обычно говорил о «надлежащем внимании». Каждый должен быть внимательным, а иначе появится много проблем. Это детально обсуждалось в Санатсуджатье и в Вивекачудамани, равно как и в других местах. Небрежности и невнимательности нужно избегать. Последнее послание Будды о достижении Нирваны гласит: «Просто будьте бдительны. Будучи бдительными, вы достигните Нирваны».

Помните о Своей Истинной Природе

Есть другие методы Джапа-Йоги. Помните, что вы Атман, вечно свободны. Поэтому ни каких проблем у вас не было никогда. Атман – вечно чистый. Ваша истинная природа – вечно чистая, вечно свободная, вечно блаженная. Называйте ее Богом или Атманом, но ваша истинная природа не затрагивается всеми этими проблемами. Вы подобны небу, а проблемы облакам. Пусть они себе проходят. В жизни возможны, даже серьезные проблемы, но все они пройдут. Они все пройдут, как и человеческие тела. Только Брахман истинен. Вот почему о проблемах говорят, что они mithya11 . Они – психологические проблемы. Один лишь ум является источником всего рабства, но так же и освобождения. В действительности, наша истинная природа – сама любовь, мир и радость.

«Я принадлежу Матери. Как я могу быть лишен чего-либо? Никакого страха для меня не существует. Моя Мать со мной». Святая Мать говорит преданным: «Когда бы вы ни попали в затруднение, помните, у вас есть Мать». Этого достаточно. То же самое говорит Свамиджи: «Каждая душа потенциально Божественна». Помните, мы все Божественны, а потому наслаждайтесь миром.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Практика учения

Путь освобождения

News image

Шримад Бхагаватам 7 песнь 14 глава Идеальная семейная жизнь шри-йудхиштхира увача грихастха этам падавим видхина йена ча...

Как справляться с жи

News image

В индийском быту выражение: «Ох! Это моя карма» используется с очень негативной окраской, как будто с ...

Популярные статьи

Изначальная форма

News image

Увидев эту вселенскую форму, которую я никогда не видел прежде, я испытываю радость, но в то же самое время мой...

Бог Кама

News image

Ка ма (санскр.  «любовь», «чувственное влечение») — в древнеиндийской мифологии бог любви, сын Лакшми и Вишну. Изображается в виде крылатого юн...

Лакшми, дающая богатство

News image

Как вы думаете, кто самый богатый человек в Великобритании? Нет, не Абрамович … А сталелитейный олигарх Лакшми Миттал, бизнесмен с ин...

Индусские Боги

News image

Есть так много богов в Индуизме. Индусы полагают, что есть многократные Боги? Почему они поклоняются многократным богам? Есть 33 Девы (предугадывает), ко...

Философы и мыслители

Шанкара (788 - 820 гг. н.э.)

News image

Шанкара (или Шанкарачарья) - индийский религиозный философ, реформатор индуизма. Синтезировав все предшествующие ортодоксальные (то есть признающие авторитет вед) системы, развил учение Адвайта-веданты (недвойственная, или недуальная Ве...

Оккультизм Индии

News image

Южная Индия — родина многих великих арийских философов. Мадхвачарья был выходцем из Южной Индии, Шанкарачарья родился в Малабаре, да и сейчас в Южной Индии немало ад...