Учение Индуизма - Практика - Как справляться с жизненными невзгодами - Ведантический Подход
Monday 18th of June 2018


Как справляться с жизненными невзгодами - Ведантический Подход
Учение - Практика

как справляться с жизненными невзгодами - ведантический подход

В индийском быту выражение: «Ох! Это моя карма» используется с очень негативной окраской, как будто с этим и поделать-то ничего нельзя. Это не так. Карму можно нейтрализовать.

Духовные искатели верят, что последствия санчита кармы2 , агами кармы3 и прарабдха кармы4 могут быть устранены посредством духовной практики и по милости Бога. Патанджали проводит свое собственное исследование. Почему у нас возникают проблемы? Потому что мы держимся за них и не даем им рассеяться. К примеру, я мог с кем-то поругаться, а потом этот человек извинился. И все же я не могу выкинуть это из головы, это становится моей психологической проблемой. Если человек не развивает способность абстрагироваться от чего-то, то появляются проблемы или их становится больше. Проблемы так же появляются из-за привычки культивировать свои симпатии и антипатии. Что-то случается, но мне это не нравится. С другой стороны, есть что-то, что мне нравится, но этого не происходит. Так люди создают проблемы из-за «асмиты» или эгоцентричности или эгоизма. Есть еще одна черта нашего характера. Мы иногда нарушаем правила касающиеся здоровья. Мы становимся ментально слабы, и появляются ментальные проблемы. Тут простая логика. Где бы ни появилась слабость, проблемы, непременно появятся. Свамиджи5 говорил, - если вы сильны, все будет в порядке. Потом, из-за нашей слабости развивается страх. Поэтому диагноз Свамиджи следующий – слабость и страх являются причинами возникновения проблем.

Как преодолевать проблемы?

Что бы ни было причиной проблемы, мы обязаны найти выход. Выходом является, - невозмутимо принять проблему и превзойти ее. Принять ее – не значит, ничего не делать. В качестве примера, можно привести следующее сравнение, - когда врач приходит в больницу и видит пациента, он принимает: «Да, у этого пациента сломана нога или у него больное сердце». Он не выражает недовольство и не отказывается от него со словами: «Идите, выздоравливайте, а потом приходите», он принимает его. Вот совет, который дал Кришна в Бхагават Гите: «Это правда, что Кауравы там. Они пришли на поле битвы. Встреть их6 ». Другими словами: «Прими и превзойди». Когда вы принимаете вызов и не бежите, вы сильны.

Необходимо изменение отношения

Есть два аспекта этой проблемы. Я приведу пример. У меня часто болит нога. Это проблема здоровья и это первый аспект проблемы. Второй аспект, который намного важнее, следующий: «Как я смотрю на проблему»? Когда вы видите людей, у которых нет никаких проблем, вы начинаете думать – Вот, у меня нога болит. А почему у меня, в конце концов? И вторая мысль намного болезненнее, чем первая. Поэтому перспектива, - как смотреть на проблему, является очень важной. Если она правильная, вы уже решили проблему. Приведу еще несколько примеров. Одно из направлений в психологии называется «Философская Психотерапия». Психотерапевт допускает, что пациенты могут и не быть религиозными людьми и никаких философских бесед с ними не заводит. Он говорит: «Я психиатр, и этот эксперимент я успешно проводил со своими пациентами. Согласно ему, если есть какая-то психологическая проблема, вы должны изменить свое мировоззрение – что означает, как вы смотрите на мир как таковой, на людей, работу и так далее. Если у вас будет позитивный взгляд на все это, и вы сможете изменить перспективу, вы исцелитесь от своего недуга».

Психологические проблемы возникают из-за нашего неправильного отношения к ситуациям. Психиатр приводит несколько историй болезни. Один молодой священник, которого назначили настоятелем в церковь с большим приходом, должен был заменить очень старого, всеми уважаемого и хорошо известного священника, который так же был очень искусным оратором. Молодой священник стал очень сильно нервничать и думать: «Как меня паства примет? Я, ведь, совсем новичок еще здесь. Я не ученый и ораторским мастерством так не владею7. Что делать?» Он так разнервничался, что пришел к психиатру и изложил ему суть проблемы. После чего тот спросил: «Вы пришли в эту церковь для того, что бы произвести впечатление на людей или говорить о Боге?» Священник ответил: «Я пришел, что бы говорить о Боге». Следующий вопрос был таким: «Куда вы пришли? В лес или в церковь?» Он ответил: «Я пришел в церковь. Это храм Божий. Я пришел в храм Божий размышлять и говорить о Боге». После чего священник резюмировал: «Теперь, я себя чувствую намного лучше». Это маленькое изменение отношения к проблеме сработало. После этого, к помощи психиатров он уже больше не обращался.

В другом примере, молодой человек, потерявший своего друга в аварии, стал испытывать полное отвращение к жизни и очень разозлился на Бога, за то, что такое могло случиться. У его покойного друга осталась молодая жена. У молодого человека произошел срыв, и он вынужден был обратиться за помощью к психиатру. Тот выслушал его и сказал: «Вы правы. Вы подавлены тем, что случилось. Но у вас есть два пути. Один – обвинять Бога и всех остальных в том, что случилось, что будет приводить к еще большей подавленности. Другой – посмотреть на это иначе. Как вы знаете, у вашего друга, которого больше нет в живых, осталась жена и дети. Станьте их другом, проявите к ним сострадание, помогайте им и позаботьтесь о них. Разве вы не можете этого сделать?» Молодой человек почувствовал облегчение.

Это все конечно крайние случаи. Идея заключается в том, что, меняя отношение к чему-либо, решается проблема. И это не ново. Мы поступаем так в нашей духовной жизни. Мы относимся к родителям и к учителям как к Богу:

matridevobhava , pitridevobhava , acharyadevobhava8 . Жена, муж и все остальные – все они Бог. Если мы сумеем развить такое ментальное отношение, тогда все изменится.

Принимая помощь Писаний и Учителей

Есть и иной выход, а именно, принять помощь от других, - от наших друзей, компаньонов. Первое, каждый может воспользоваться профессиональной помощью. Люди, когда у них возникла какая-то проблема, обращаются к адвокату. Писания – это адвокат. Поддерживайте связь с такими писаниями, как Бхагавадгита, Упанишады, Провозвестие Шри Рамакришны и Четыре Йоги Свамиджи (Свами Вивекананды). Махатма Ганди обычно говорил: «Бхагавадгита для меня как словарь по решению проблем. Когда вы не знаете значение слова, вы обращаетесь к словарю. Так же и в жизни, если возникла какая-то проблема, я, тотчас же, хватаюсь за свой словарь – Бхагавадгиту, и получаю ответ». Второе, есть учителя. Tadviddhi pranipatena pariprasnena sevaya – обсуждайте с учителями, служите им смиренно и вам откроется.

Совет Кришны

Кришна дает простой совет в Гите. Наши симпатии и антипатии, и подобные им реакции создают в нас очень много беспокойств. Где же выход? Внимательно относиться к своим обязанностям. Если вы выполняете свои обязанности, вы уменьшаете свои проблемы. Мы говорим, что обязанности трудны и, что они сами создают проблемы. Но если вы небрежны, халатно относитесь к своим обязанностям, вы создаете только еще большие проблемы. Поэтому, надлежащим образом исполняйте свои обязанности.

Далее Кришна говорит о Будхи-Йоге, то есть об использовании распознавательного ума, Будхи. Buddhau sharanamanvichcha – найди прибежище в Будхи. Каждый должен развить способность к размышлению, что бы думать и анализировать. В Веданте, функции Будхи или Вичара, изысканию, придается очень большое значение в качестве средств для решения проблем. Поэтому все наши проблемы, как внешние, так и внутренние можно решить, правильно используя Будхи.

В Гите есть йога «искусства в действии». Yogasthah kuru karmani sangam tyaktva dhananjaya – принимайся за дело, держа ум в йоге. Посредством йоги ты можешь ускорить свое развитие, решить проблемы и преодолеть трудности. «Йога – это искусство в действии». Если ты живешь, то живи искусно. В основном, проблемы у нас возникают в рабочей сфере, будь то дом, офис или социальное окружение. Одна область – работа, другая – человеческие отношения. В них, проблемы возникают из-за того, что мы не используем то самое искусство. Кришна говорит об искусстве в действии. Не попадая в расставленные повсюду сети, не создавая путаницы, держи свой ум чистым и свободным. Когда у нас руки грязные, мы заражаемся разными болезнями, точно так же мы заражаемся и ментальными болезнями. Вся Гита посвящена именно этой проблеме.

Махатма Ганди обычно говорил, что йога непривязанности является важнейшим посланием Гиты и, что, когда проблемы появляются их нужно преподнести Богу через Будхи-Йогу. Проблемы пришли от Него, пусть они к Нему и идут. Мы преданные Бога, а потому должны перенаправлять проблемы к Нему. Зачем нам проблемы? Они не наши. Если вы принимаете их, они станут вашими, а если нет, то нет. Каждый должен развивать отношение инструмента в руках Бога. Nimitta matram bhava savyasachin – «А потому, будь, лишь только инструментом Арджуна!» Я только nimitta, а не носитель проблем. Проблема только у моего Господина. Я лишь инструмент, кукла. Найдите прибежище в Нем. Когда мы с Матерью, мы очень сильны, так как сила приходит от Матери. Шанкара говорит в гимне: «Matastadanu-sharanam kleshaharanam – О, Мать! Следуя за Тобой, находясь с Тобой, все klesha9 уходят, все проблемы и страдания уходят». На коленях у Матери ты в полной безопасности, в полном покое и безграничной любви. Никакие проблемы туда не доходят.

Tamsat sarveshu kaleshu mamanusmara yudhyacha10. Поэтому Кришна просит Арджуну помнить о Нем во время сражения. Когда у вас появились проблемы, не бегите от них, но держитесь за Рамакришну. Когда вы погружены в работу, одной рукой держитесь за Бога, другой выполняйте работу. Когда у вас выдалось немного свободного времени – обеими руками держитесь за Бога.

Будда, Метод Надлежащего Внимания

Будда обычно говорил о «надлежащем внимании». Каждый должен быть внимательным, а иначе появится много проблем. Это детально обсуждалось в Санатсуджатье и в Вивекачудамани, равно как и в других местах. Небрежности и невнимательности нужно избегать. Последнее послание Будды о достижении Нирваны гласит: «Просто будьте бдительны. Будучи бдительными, вы достигните Нирваны».

Помните о Своей Истинной Природе

Есть другие методы Джапа-Йоги. Помните, что вы Атман, вечно свободны. Поэтому ни каких проблем у вас не было никогда. Атман – вечно чистый. Ваша истинная природа – вечно чистая, вечно свободная, вечно блаженная. Называйте ее Богом или Атманом, но ваша истинная природа не затрагивается всеми этими проблемами. Вы подобны небу, а проблемы облакам. Пусть они себе проходят. В жизни возможны, даже серьезные проблемы, но все они пройдут. Они все пройдут, как и человеческие тела. Только Брахман истинен. Вот почему о проблемах говорят, что они mithya11 . Они – психологические проблемы. Один лишь ум является источником всего рабства, но так же и освобождения. В действительности, наша истинная природа – сама любовь, мир и радость.

«Я принадлежу Матери. Как я могу быть лишен чего-либо? Никакого страха для меня не существует. Моя Мать со мной». Святая Мать говорит преданным: «Когда бы вы ни попали в затруднение, помните, у вас есть Мать». Этого достаточно. То же самое говорит Свамиджи: «Каждая душа потенциально Божественна». Помните, мы все Божественны, а потому наслаждайтесь миром.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Практика учения

Долг родителей

News image

Самый древний в мире молочный коктейль Ссора - один из основных признаков нашего времени, и мы до...

Исполняять свои обяз

News image

Лучше исполняять свои обязанности, пусть несовершенным образом, чем безукоризненно чужие. Выполняя предписанные обязанности, соответствующие его пр...

Популярные статьи

Изначальная форма

News image

Увидев эту вселенскую форму, которую я никогда не видел прежде, я испытываю радость, но в то же самое время мой...

Бог Кама

News image

Ка ма (санскр.  «любовь», «чувственное влечение») — в древнеиндийской мифологии бог любви, сын Лакшми и Вишну. Изображается в виде крылатого юн...

Лакшми, дающая богатство

News image

Как вы думаете, кто самый богатый человек в Великобритании? Нет, не Абрамович … А сталелитейный олигарх Лакшми Миттал, бизнесмен с ин...

Индусские Боги

News image

Есть так много богов в Индуизме. Индусы полагают, что есть многократные Боги? Почему они поклоняются многократным богам? Есть 33 Девы (предугадывает), ко...

Философы и мыслители

Амакришна парамахамса. Человек на все вр

News image

РАМАКРИШНА ПАРАМАХАМСА (ГАДАДХАР ЧАТТЕРДЖИ. 1836-1886) — выдающийся религиозный мыслитель и проповедник. С детских лет благодаря постоянному общению с проходившими через его деревню паломниками он познакомился «с...

Шанкарачарья - великий индийский Учитель

News image

Я подчиняюсь тебе, о Учитель, друг угнетенного мира, поток самоотверженной любви. Подними меня твоим путеводным светом, из которого течет нектар правды и милосердия, ибо я ут...