Святая Мать - Шри Сарада Деви |
Основа - Философы, мыслители, личности |
Шри Сарада Деви, известная среди приверженцев и последователей Шри Рамакришны как Святая Мать, родилась 22 декабря 1853. Она была прославленной супругой Шри Рамакришны Парамахамсы, святого из Дакшинесвара и великого пророка религиозной гармонии и духовного возрождения в современной Индии. Первый столетний юбилей со дня рождения Сарады Деви отмечался 27 декабря 1953. Этот специальный выпуск «Прабуддха Бхараты», подготовленный в ознаменование Столетия со Дня Рождения Святой Матери, является скромной, но искренней данью уважения священной памяти глубокочтимой личности Святой Матери. Она была воплощением благодетели, чистоты и простоты самого благородного свойства. Гораздо менее известная, чем Шри Рамакришна, она, являясь его супругой, сочетала в себе достойные подражания черты послушницы, матери и духовного наставника высочайшего класса. Вглядываясь в нее, начинаешь задумываться: не была ли она неотъемлемой частью той же Силы или Шакти, тем же аспектом Божества, сошедшего на землю семнадцатью годами раньше нее в лице Шри Рамакришны? Как бы то ни было, необыкновенная личность Святой Матери, - в ком и через кого Шри Рамакришна стремился дать Индии и всему миру сверкающий миллиардами граней идеал женственности в лучшем и благороднейшем его проявлении, - находится вне всякого сравнения и преподносит множество ценных уроков человечеству. Более глубокое изучение и понимание истории достойной жизни Святой Матери призвано помочь популяризации возвышенных идеалов и качеств, на протяжении веков служивших отличительной чертой наших соотечественниц. В соответствии с темой этого специального выпуска, мы представляем несколько интересных и познавательных статей о жизни и поучениях Святой Матери, а также некоторые выдержки из писаний и воспоминаний о Святой Матери различных авторов, некоторые из которых были лично и близко знакомы с ней. Оберегая дух бесценного национального наследия, переосмыслению и толкованию которого для настоящего и будущих поколений служила духовная личность Святой Матери, этот выпуск содержит также некоторое количество статей, написанных нашими учеными коллегами о роли женщин в разнообразных сферах национальной жизни, об их деятельности в разные эпохи нашей истории, от Ведической до современной. Великое множество людей по всему миру хорошо знакомы с биографией и учениями Шри Рамакришны и Свами Вивекананды. Большинство из них только слышали или читали о Шри Сараде Деви, но не знают подробностей ее замечательной жизни в качестве духовной супруги Шри Рамакришны. Ее простая и скромная жизнь, хотя и проведенная большей частью в домашнем и сельском уединении, буквально пропитана очарованием и безмятежностью исключительной важности. С первого же взгляда заметно такое невыразимое спокойствие и такая беспримерная способность держаться в тени, что священная жизнь Шри Сарады Деви во всей своей красе и божественном сиянии бросает вызов любой попытке беглого и поверхностного анализа. Для многих, непостижимая глубина ее личности оставалась за пределами понимания, тогда как некоторым она милостиво открывала себя, с радостью приподнимая завесу, скрывавшую сверхъестественное величие ее внутреннего мира. Но по мере того, как идут годы и мир приходит ко все более глубокому осознанию значимости до сих пор малоизученной личности Святой Матери, каждый может заметить в ней, даже в первом приближении, очевидные признаки достоинства и величия всех добродетелей, которые так дорого ценятся в мире и могут быть смело причислены к сверхчеловеческим качествам. Законы духовного мира сообразуются с какой-то собственной идеальной логикой, непостижимой и повергающей в недоумение даже людей глубоко сведущих. Родившись в Джайрамбати, крошечной деревушке округа Банкура, в Западной Бенгалии, маленькая Сарадамани демонстрировала необычный образ мышления и действий, - в большей степени божественный, чем мирской. У ее любящих родителей, набожных и честных, хотя и бедных Рамачандры Мукерджи и Шьямасундари Деви, было светлое видение, что этот их первенец – ни что иное, как божественная сущность, сошедшая благословить их дом, а, возможно, и всю землю. Всегда скромная в своих привычках, Сарадамани провела детство спокойно, получив простое, но основательное домашнее образование по обыкновению тех времен. Близко знавшие ее не могли не отметить тот факт, что она была одаренным ребенком со способностью мгновенно усваивать азы формирования личности и культурного развития даже в той незатейливой деревенской среде, где она воспитывалась. Ее будущее духовное совершенство находило разнообразные проявления еще в то время, когда она была девочкой. Так, ее часто видели погруженной в глубокое размышление; свою необыкновенную любовь и сострадание к нуждающимся она проявляла с материнской заботой. Хоть и не получив достойного «книжного» образования, она превзошла многих в тех самых глубинных основах культуры, которые формируют цели и ценность образования. Пятилетней девочкой обрученная с Шри Рамакришной, чья родная деревня Камарпукур была расположена всего в четырех милях от ее деревни, Сарада Деви росла сама по себе в спокойной и естественной обстановке, неиспорченной светскими ухищрениями, присущими городу. В этом также усматривается рука судьбы. Когда искали достойную невесту для Шри Рамакришны, он сам объявил, что Сарада Деви отмечена как его будущая жена. После бракосочетания, когда она плавно вошла в пору девичества, Шри Рамакришна перевез ее к себе, в свою родную деревню, и, обратив на нее всю свою целомудренную любовь, обучал Сараду многим важным вещам – как мирским, так и духовным. Уже тогда было очевидно, что Рамакришна начинал готовить ее к той миссии и назначению, выполнение которых, он ждал от нее в будущем. Сарада же, благодаря свойственной ей интуиции, полностью осознала то, чего ожидал от нее ее божественный супруг. С искренней преданностью ему, как своему высшему наставнику, она, подобно послушной глине, охотно подчинялась его мудрым рукам. От Шри Рамакришны, который к тому времени уже немало прошел по пути духовных исканий, она получала и бережно хранила знания о божественном предназначении жизни, и с каждым разом все сильнее и сильнее чувствовала притяжение к его пути божественного нежели к любым другим заурядным радостям мирской жизни. В пору поздней юности она оставила свой деревенский дом и поселилась с Шри Рамакришной в Дакшинесваре. Несмотря на долгие годы разлуки, о таком радушье и льющейся через край любви, с которыми встретил ее Рамакришна, она и не мечтала. Последующая история жизни похожа на чудо. Хоть и пребывая постоянно в состоянии божественного опьянения, Шри Рамакришна ни на миг не оставлял свою дорогую супругу, предпочитавшую всегда быть подле него, для чего б она ни понадобилась своему высокочтимому учителю. Странно сказать, любящий муж, не допуская и мысли о том, чтобы отвергнуть ее, признавал ее права как жены и даже позволял делить с ним ложе на протяжении около восьми месяцев. Но каждая ночь приносила ей все новые откровения чистоты и возвышенности Шри Рамакришны, когда она собственными глазами видела, насколько непривязанным к физическому окружению он оставался и как часто он впадал в божественный экстаз, совершенно забывая о присутствии молодой жены. Ее дух был не менее чистым. Потому что никто из них ни на мгновение не поддался даже малейшему намеку на вожделение. Да и о какой похоти тут можно говорить! Пока Шри Рамакришна часами пребывал в блаженстве Самадхи, Святая Мать ночь за ночью проводила в бодрствовании, наблюдая и учась от переменчивых состояний своего праведного супруга. Изучая супружескую жизнь Шри Рамакришны и Святой Матери умом, свободным от телесных страстей, не можешь не испытать благоговения перед таким возвышенным и беспрецедентным примером, восклицая, «Какой контраст с жизнью обычной пары!» Говоря «беспрецедентный», мы должны пояснить, что неизвестен ни один учитель в мире калибра Шри Рамакришны, подававший такой безупречный пример счастливого брака и целомудренного воздержания, живя с супругой в гармонии, нежности и сдержанности. Позже, через свое безошибочное мистическое постижение, придя к признанию Божественной Шакти, обитающей в Святой Матери, Шри Рамакришна успешно завершил свои Садханы, сделав официальное поклонение Сараде Деви как Божественной Матери, следуя ритуалам Тантрической церемонии под названием Шодаши Пуджа. Кульминацией долгих последовательных духовных практик Рамакришны стало его признание присутствия Божественной Шакти, скрытого в его жене, после чего он посвятил себя заботам о Матери всего сущего, воплотившейся в живом символе – Сараде Деви. Он простерся ниц перед ней, произнося установленные приветствия. Такое поклонение мужа жене было в прошлом неизвестно. Такое почитание учителем ученика не имеет аналогов в истории человечества. В то время как Шри Рамакришна всячески испытывал себя в отношении к Сараде Деви, и каждый раз проходил сквозь эти испытания непобежденным, реакция Святой Матери на принятую им по отношению к ней позицию была поразительной, но это и неудивительно. Она ничем не уступала своему божественному супругу в духовных исканиях. Сказать, что она с готовностью отбросила все мысли о чувственных удовольствиях, обычных для семейной жизни, означало бы предположение, что, возможно, они у нее изначально были. Но, зная о ее божественном происхождении и цели ее духовной миссии в контексте огромного вклада Шри Рамакришны для современного мира, мы едва ли можем представить себе, чтобы та, кто была зримым воплощением Богини - Матери всего сущего, допускала хотя бы малейшие мысли о телесном. Это подтверждается и тем фактом, что за тринадцать лет – или около того – духовных практик под руководством Шри Рамакришны в Дакшинесваре, она сделала стремительный взлет и достигла блаженной вершины самопознания. Из всего, что нам известно о том чудесном периоде их удивительных взаимоотношений Гуру и ученика, становится понятным одно, а именно - Шри Рамакришна определенно |
Читайте: |
---|