«Задавленные Индии» против Ганди |
Религия - Некоторые аспекты индуизма наших дней |
Джон Ретти для «Нью-Дели» «Гардиан», пятница, 15 апреля 1994г. Впервые со времени убийства Махатмы Ганди, которое произошло 46 лет назад, его роль как почитаемого и святого «отца нации» подверглась нападкам со стороны людей, которых он называл хариджанами, или детьми любви, — со стороны неприкасаемых. Теперь они называют себя далитами, задавленными, и лидеры партии Бахуджан Самадж (BSP), которая пришла к власти в северном штате Уттар-Прадеш в прошлом году, объявили Ганди «величайшим врагом далитов». Высшие касты, которые преобладают в средствах массовой информации, чиновничестве и вооруженных силах, реагировали с возмущением. Но, осознавая появившуюся избирательную силу далитов, премьер-министр Индии, брамин П. В. Нарасимха Рао, отправился вчера в Бомбей на открытие памятника их герою, покойному д-ру Баба-сахебу Амбедкару. «Амбедкар выполнил чудовищную по своей трудности задачу требования прав для людей, находящихся в самом низу, но еще более чудовищно сложная задача претворения его идеалов в жизнь остается, — сказал мистер Рао. - Только когда кастовая дискриминация прекратится и политические партии перестанут зарабатывать очки на существующем положении вещей, мы сможем сказать, что его мечта осуществилась». Мистер Рао был не единственный, кто обратил себе на пользу 103-ю годовщину со дня рождения Амбедкара, неприкасаемого, который поборол систему, уехав в Соединенные Штаты, а затем в Великобританию, стал блестящим адвокатом и составил проект Конституции Индии. Лидеры многих государств и политических партий присутствовали на митингах общественности, чтобы увидеть, как украшают памятники Амбедкару или открывают новые. Этот день подчеркнул то, что показали результаты выборов, состоявшиеся в ноябре прошлого года: далиты требуют возможности пользоваться своими правами. Ганди, чья каста торговцев является подгруппой варны вайшьев, третьей по социальной шкале, вырос как ортодоксальный индус, хотя и выступал против клеветнических измышлений о неприкасаемых. Большую часть своей жизни он верил в касты как в упорядоченную систему выполнения долга и «следования призыву отцов», систему, которая могла защитить Индию от алчности и продажности Запада. Но в результате долгих споров с Амбед-каром он постепенно согласился, что жесткая кастовая система была несправедливой, и стал даже защищать межкастовые браки. Для современных далитов такая перемена была слишком незначительной и слишком поздней. «В нашем обществе всё по-прежнему решают высшие касты, которые все — чела (ученики и последователи) Ганди, — заявила мисс Майявати, заместитель лидера BSP. — Эти люди обращаются с Ганди как с Богом. А я нет». Она обвиняла Ганди в том, что его «жесты попахивали формализмом», когда он помогал неприкасаемым чистить отхожие места и делил с ними трапезу, — действия, которые правоверный индус считает исключительно оскверняющими. «Массы далитов вновь пробуждаются и понимают, что все эти годы их вели в неверном направлении, — заявила она. - Это пробуждение непременно приведет к тому, что они станут более настойчивыми в требовании предоставить им их права. Если они не получат их, они будут сражаться за них». Социалист-ветеран, историк, социолог, избранный однажды в члены парламента, Мадху Лимайе сказал, что BSP делает серьезную ошибку. Положение далитов по-прежнему плохое, хотя, учитывая, что в парламенте, бюрократическом аппарате и вооруженных силах для них зарезервированы места, оно стало намного лучше, чем во времена его юности. «Майявати и другие наносят далитам огромный вред, потому что они потеряют сочувствие миллионов тех далитов, которые с уважением относятся к Ганди», — сказал он. Хотя из Ганди в прошлом действительно сделали кумира, в том числе и для далитов, независимая страна, которую он стремился выковать, немного сделала для подавляющего большинства далитов. BSP — это двигатель их нетерпения, но может ли она стать тем средством, которое решит их проблемы, — это другой вопрос. М-р Лимайе думает, что нет. Он обвиняет лидера BSP Канши Рама в том, что тот избавляется от вопросов о своей экономической политике с помощью фраз типа: «Только дайте нам власть, остальное приложится». «Партия, у которой нет стратегии производства и создания рабочих мест, не имеет будущего, — заявил м-р Лимайе. — Она вряд ли проживет больше трех лет». Вопрос с далитами не решается быстро. BSP, возможно, очередная попытка оказать давление на правительство; и вряд ли она окажется последней. Может быть, для решения этой проблемы потребуется еще один Ганди или Амбедкар. Личности, а не партии, по-видимому, оказывают наибольший эффект на развитие Индии.
|
Читайте: |
---|