Учение Индуизма - Паломничество - Паломничество (личный опыт)
Monday 29th of April 2024

Паломничество (личный опыт)
Учение - Паломничество

паломничество (личный опыт)

Ниже мы приводим описание паломничества британского индуса в Ямунотри, Ганготри, Кедарнатх и Бадринатх в предгорьях Гималайских гор, штат Утгар-Прадеш, Северная Индия. Этот горный район известен под названием Уттара-Кханда.

1-й день

Я смог присоединиться к группе из 22 человек, 19 из них были браминами, из них 8 мужчин и 11 женщин. Мы запланировали совершить паломничество к четырем святым местам в предгорьях Гималаев. Члены группы съехались из разных частей света — США, Канады, Великобритании — и далеких индийских городов, таких, как Коимбаторе, Мадрас и Хайдарабад, в Дели, где организаторы заказали для нашей поездки автобус. Все мы были незнакомы, но нас объединяла общая цель.

Когда все собрались в Дели, один из участников исполнил вечером простую пуджу перед богом Ганапати и прочитал молитвы, в которых попросил удачной поездки. Он поднес Ганапати различные сладости и получил их обратно в качестве прасада. Осененное благословением подношение разделили между всеми членами группы, и таким образом акт поклонения богу укрепил наше чувство принадлежности к группе.

2-й день

Рано утром мы покинули Дели и, проехав 200 км по пыли и жаре и позавтракав в гранд-отеле «Читал» в Му-заффарнагаре, добрались к половине третьего дня до Хардвара. Там мы перекусили и затем проехали еще 24 км до Ришикеша. Нам зарезервировали номера в отеле «Ганга Кинаре» («На берегу Ганга»).

У нас было только полчаса, чтобы принять душ, переодеться, выпить чаю или кофе, а затем мы вернулись в Хардвар, чтобы присутствовать на церемонии арати богини Ганги. Автобус пришлось оставить почти за милю от гхата, ступенек, ведущих к реке. Меня неприятно поразили грязь и множество экскрементов на дорожке. После некоторых маневров и прыжков мы сумели добраться до мощеной дорожки, ведущей к реке. И даже здесь нам пришлось лавировать между многочисленными кострами, которые паломники зажгли, чтобы приготовить себе ужин. Немало священных коров оставили там и сям свои визитные карточки!

Мы, однако, не смущались и сквозь толпы паломников продолжали прокладывать себе путь к храму Ганги. Сандалии нам пришлось оставить за небольшую плату в кабинке — кожаная обувь в храме или на священном гхате приносит духовное осквернение. Вот теперь толпа уже по-настоящему давила; все старались держать покрепче свои бумажники, не терять равновесие и вытягивали шеи, чтобы увидеть отблеск пламени арати. К счастью, через громкоговоритель до нас доносилось пение стихов, в которых восхвалялась богиня реки. Когда церемония арати закончилась, наша группа переместилась в сторону, чтобы дать толпе немного рассеяться. Большинство из нас сумели спуститься по скользким ступенькам к воде. Нашему гиду удалось найти четырех жрецов, которые и помогли нам совершить пуджу перед богиней Ганги. Я бросил в священную реку рисовые зерна и цветы, после чего отдал 51 рупию жрецу в качестве пожертвования. Затем я помолился за материальное и духовное благополучие своей жены, самого себя, наших родственников, друзей, всех тех, кто зависит от нас, а также наших домашних животных. Во время совершения пуджи и молитвы я стоял в воде.

В этот вечер на гхате в Хардваре стояло по меньшей мере десять тысяч человек, и примечательно то, что никто не утонул и не поранился. Там было много искренне преданных Богу душ, для которых омовение в священной реке давало надежду на милость богини, чтобы они смогли достичь мокши, духовного освобождения. Люди разных варн и кастовых групп Индии собрались, чтобы воздать хвалу Богу, перед которым все они были равны.

3-й день

В Ришикеше наступил яркий и теплый день. Кто-то из паломников читал на ступеньках у реки за нашим отелем. После завтрака, который приготовили два наших повара и четыре помощника, мы отправились в путь. Нам предстояло посетить знаменитые центры медитации, расположенные в нескольких километрах от Ришикеша. Это была восхитительная поездка на автобусе по горной дороге. Наконец мы добрались до храма, где помещается мурти Лакшманы. Обычно Лакшману можно увидить вместе с Рамой и Ситой в многочисленных храмах, посвященных богу Раме. Наш гид рассказал, что, поскольку Лакшмана убил в сражении сына Раваны, он совершил грех убийства брамина. Поэтому он должен был искупить свой грех через покаяние, и этот храм построен неподалеку от того места, где, по преданию, исполнялось это покаяние. Рядом с храмом можно увидеть подвесной мост, который называется Лакшмана Зула. Прежний пешеходный мост, сооруженный из деревянных реек и веревок, рухнул в 1925 году. Благодаря значительному пожертвованию богатого коммерсанта и с помощью активной поддержки британского правительства в 1927—1929 годах был построен стальной подвесной мост — настоящее достижение британского инженерного искусства. Есть еще второй стальной подвесной мост, сооруженный уже после завоевания Индией независимости. Он называется Рама Зула.

Вода в Ганге стояла высоко, но мощная река спокойно несла свои воды к морю, когда я переходил мост Лакшмана Зула. Там можно было увидеть много новомодных недавно построенных храмов, где неосмотрительные, но религиозно настроенные паломники опускают деньги в дана-пети (ящик для пожертвований), которые идут на содержание людей, управляющих этими храмами.

Здесь тоже можно найти Общество жизни, обращенной к Богу. Это ашрам, созданный в 1936 году Свами Шиванандой. Он имеет храмы, зал для лекций, медитационный центр и больницу. Сварга ашрам — это комплекс зданий, состоящих из дешевых помещений для паломников, есть здесь и храм, посвященный Бхагавадгите. По дороге в отель, где мы собирались поесть, нам пришлось пережить несколько жутковатых моментов. Наш автобус должен был стоять в длинной очереди за тяжелыми грузовиками на понтонном мосту, который заменял недавно разрушенный капитальный мост. Водитель проявил немалое мастерство, пробираясь по узкому мосту и по неровной, в рытвинах дороге к безопасному месту. Утренняя прогулка оказалась достаточно утомительной, поэтому я предпочел отказаться от мероприятий, назначенных на вторую половину дня и на вечер. День был невыносимо жарким, но тем не менее вполне удовлетворительным с духовной точки зрения.

4-й день

Нам пришлось покинуть Ришикеш очень рано, когда еще было темно, и без завтрака — население северной части штата Уттар-Прадеш устраивало мирную политическую демонстрацию протеста, а затем по всей территории должна была начаться забастовка. Нашему автобусу удалось благополучно уехать из районов волнений, и, оказавшись в безопасности, мы дважды останавливались в дороге — на завтрак и на ланч. Мы добрались до Дев-Прайаг и видели слияние рек Алакананды (берет начало у Бадринатха) и Бхагиратхи (берет начало у Ганготри). Слившись у Дев-Прайаг, воды обеих рек образуют Ганг. Далее мы остановились у Рудра-Прайаг, чтобы посмотреть на захватывающий дух водоворот, образовавшийся в результате слияния рек Алакананда и Мандакини (берет начало у Кедарнатха); таким образом, между Рудра-Прайаг и Дев-Прайаг река называется Алакананда. На подъезде к деревне Рампур мы имели еще одну возможность восхититься смелостью и мастерством нашего водителя. Оползень перекрыл горную дорогу, образовав откос в 45 градусов. Мы спросили у водителя, не следует ли нам выйти из автобуса. «Нет нужды, — ответил он. — Мы совершаем паломничество, и Бог защитит нас. Доверьтесь Ему. К тому же я водил этот автобус и в местах похуже этого». Он вел автобус с необыкновенным мастерством и здравомыслием, медленно, но уверенно, и провез нас через оползень к безопасному месту.

В этот вечер мы добрались до Рампура. Тамошняя гостиница не отличалась удобствами: электричества не было, стены покрывала сырость, белье на кровати было влажным. Ужин проходил при тусклом свете свечей. Предполагается, что отсутствие физического комфорта и различные неудобства увеличивают духовность во время паломничества.

5-й день

После беспокойной ночи, проведенной в сырости, мы при свечах готовились к следующему дню, позавтракали «а-ля фуршет» и тронулись в путь — нам предстояло проехать 30 километров до Гори-Канда. В пути мы видели пенящиеся воды Сон-Ганга и Мандакини при их слиянии в Сон-Прайаг. Многие спустились по ступенькам к воде и постояли в освежающей воде. Считается, что купание в месте слияния рек увеличивает религиозные достижения, поэтому частичные усилия в этом направлении, вероятно, чуточку увеличили наши религиозные заслуги. Когда автобус прибыл в Гори-Канд, нас окружили примерно сто назойливых молодых людей, которые пытались подзаработать. Они искали клиентов, желающих взять напрокат лошадь или доли (носилки), чтобы подняться на гору. Наш гид сначала долго кричал и размахивал палкой и таким образом добился, чтобы они отошли от двери автобуса, после чего раздобыл для нас носилки, которые несли четверо крепких мужчин, и лошадей, на которых можно было ехать или везти багаж.

Я взял лошадь, положил на седло рюкзак и направился по тропинке в гору. Пройдя несколько ярдов, я приобрел крепкий бамбуковый посох с металлическим наконечником, чтобы удерживать равновесие на скользкой тропинке, и отправился дальше. Гори-Канд находится на высоте примерно 6500 футов (2000 м) над уровнем моря, а наша цель, Кедарнатх, расположен на высоте 11 750 футов (3580 м). Тропинка вьется вокруг горы на протяжении 14 километров. Шесть-семь человек из группы решили идти пешком, остальные предпочли носилки или лошадь. По мере того как высота растет, воздух становится все более разреженным, содержание кислорода в нем уменьшается, поэтому необходимо дышать через рот, чтобы в легкие попадало достаточно кислорода.

По мере того как я поднимался все выше и выше, я наполнялся поистине духовными переживаниями. Какая-то незнакомая сила побуждала меня читать мантры Гаятри вслух, а это означало, что в легкие поступало достаточное для поддержания сил количество кислорода. Я читал мантры и продолжал идти, не ощущая никакой слабости, связанной с высотой. Молодой человек, у которого я нанял лошадь, все время уговаривал меня сесть в седло, но моя решимость пройти весь путь пешком все больше возрастала. Честно говоря, я не думал о разреженном воздухе. Я просто продолжал читать мантры и остановился, только когда подошел к ступеням, ведущим в храм Кедарнатха. Когда я добрался до приюта для паломников, члены нашей группы встретили меня громкими приветствиями. Я был единственным, кто прошел пешком все расстояние от Гори-Канда до Кедарнатха.

Я обнаружил, что по меньшей мере шестерым из нас нужен кислород, чтобы побороть горную болезнь. В приюте постоянно присутствует врач и есть баллоны с кислородом, поэтому медицинская помощь нуждающимся была оказана немедленно. Выпив совершенно необходимую мне чашку кофе и перекусив, я вышел наружу — постоять и полюбоваться величественными горами. Пики позади храма были покрыты снегом, и он сверкал как серебро в лучах заходящего солнца. Тонкая, как струна, река Мандакини, текущая по склону, была белой от инея, словно бог Шива ставил опыты с гигантским тюбиком сахарной глазури, а далеко внизу кристально чистая вода весело катилась по каменным глыбам и по мере продвижения вниз набирала все большую силу.

Храм в Кедарнатхе очень старый; в нем помещается черный камень фаллической формы высотой в метр - символ Шивы. Мы смогли получить даршан (лицезреть лингам), стоя у дверей, но входить в святая святых было нельзя. Затем нам раздали кусочки сахара в качестве прасада. Это был памятный и духовно наполненный день.

6-й день

Мы встали очень рано, чтобы не опоздать в храм Кедарнатха на ритуал пуджи, который должен был начаться в 5 часов утра. Нам раздали по ведру с горячей водой, так как мы, по-видимому, не могли присутствовать на церемонии, не совершив омовения. В порыве энтузиазма мы забыли про меры предосторожности, не приняв которых нельзя было выходить на холодный горный воздух. Нет лучше средства создать себе проблемы, чем поступить подобным образом. В результате некоторые из нас сильно простудились и несколько дней проболели. Поскольку в Кедарнатхе очень холодно и несколько членов группы страдали от горной болезни, было решено после завтрака поискать пристанище пониже, в Рампуре.

Храм в Кедарнатхе построен из черного камня и резко контрастирует с белым великолепием покрытых снегом пиков Гималайских гор. Внутри храм очень чистый, вымощенный камнем двор тщательно выметен. После завтрака мы совершили намаскар богу Шиве и начали спускаться вниз к Гори-Канду. В трех или четырех местах тропинку перерезал поток воды, поэтому те семь километров до деревни Рамбара, где нам предстояло остановиться на ланч, я решил ехать на лошади. Оставшуюся часть пути до Гори-Канда я шел пешком по горной тропинке. Далее путешествие оказалось сопряжено с непредвиденными трудностями как природного характера, так и вызванными человеческими деяниями.

Мы прибыли в Гори-Канд и сразу же оказались в гуще всеобщей забастовки. Автобусная остановка была забита брошенными транспортными средствами. Наш автобус припарковался таким образом, что бастующие не видели его, поэтому нам удалось залезть в него и уехать, однако в Сон-Прайаге мы остановились, так как дорогу перегородили баррикады. К счастью, все лошади, которых мы наняли, были из Рампура. так что мы могли продолжать путь верхом. Затем в дороге над нами разверзлись небеса, и до Рампура мы ехали под проливным дождем. Всё. в том числе и наши рюкзаки, промокло насквозь Перед тем как уехать из Рампура, мы остановились в гостинице. где было электричество и комнаты были сухими и чистыми, поэтому мы смогли высушить вещи и переодеться в сухую одежду. Вечером повара приготовили нам великолепный ужин, и ночью мы смогли хорошо отдохнуть. После первой в жизни поездки верхом на лошади у меня болела каждая косточка.

7-й день

Из-за всеобщей забастовки нам пришлось остаться в Рампуре — выбора у нас не было. Поэтому мы попытались выжать все возможное из этого вынужденного выходного дня. Солнце на небе ярко сияло, и все занялись стиркой и сушкой одежды. Это был первый день праздника Ганеши. который мы проводили до завтрака в молитвах Ганеше, а затем пели религиозные гимны на санскрите и тамильском языке. Трое из группы не смогли принять участие в пении, поскольку говорили только на телугу. В качестве прасада все получили сладости, приготовленные из манго. После горячей ванны и хорошего ланча усталость прошла, а настроение повысилось.

8-й день

Мы поднялись очень рано и в пять утра выехали из Рампура в Бадринатх. Мы вновь направили наши стопы в Рудра-Прайаг; затем мы повернули на север и двинулись фактически параллельно течению реки Алакананда, восхищаясь ее красотой в местах слияния с другими, менее крупными потоками.

Пиндар сливается с Алаканандой в Карна-Прайаге; река Нандакини встречается с его водами в Нанда-Прайаге, а Вишну-Ганга заключает его в свои объятия у Вишну-Прайага. Наш автобус двигался по крутой, но поддерживаемой в хорошем состоянии горной дороге. В пути мы любовались живописными пейзажами, и после 13 часов поездки, которая проходила в приподнятом настроении, добрались до города Бадринатх, расположенного на высоте 10 350 футов (3150 м) над уровнем моря. Приют в Парамартх-Локе оказался вполне сносным, но в нем не было электричества. Подкрепившись, мы отправились в храм Бадринатха получить даршан у божества, перед тем как храм закроется в 7.30 вечера. Ужин при свечах был очень приятным, и еще более желанной после утомительного дня показалась теплая постель.

9-й день

В Бадринатхе город и храм разделены рекой Алака-нанда, над которой сооружен подвесной мост. Недалеко от храма, посвященного богу Вишну, бьет горячий источник, наполняющий водой четыре каменных бассейна - два для мужчин и два для женщин. Они предназначены для ритуальных омовений. Многие молодые люди подрабатывают тем, что носят из города паломникам в общежитие большие канистры с горячей водой из источника для утренних омовений. Они берут за эту услугу по пять рупий за ведро (около 10 пинт).

Мой день начался в освежающего омовения, после чего я вместе с теми, кто хотел искупаться в источнике, отправился в город. Примерно в десяти футах (трех метрах) от источника протекает река с ледяной водой. Купаясь в источнике, я мог наблюдать повторную церемонию присвоения имени девушке, которая хотела пройти через этот ритуал еще раз в святых местах.

Некоторые из участников нашего путешествия, искупавшись, отправились в особое место на гхате, чтобы поднести усопшим предкам шарики из вареного риса - пинды. Придя в храм, мы положили перед божеством монеты достоинством в одну рупию — жрец благословил их и вернул нам, чтобы мы дома положили их на домашний алтарь. Считается, что монеты, получившие благословение в храме, приносят семье постоянное процветание. В городе около подвесного моста раскинулись многочисленные палатки, в которых продаются книги, карты, медные и латунные принадлежности для пуджи, всевозможные четки и другие вещи для религиозных ритуалов. Я приобрел для нашего домашнего алтаря медный поднос с выгравированными изображениями Бадринатха (Вишну) и Кедарнатха (Шива). Кроме того, я купил две запечатанных медных бутылки с водой из Ганга.

Во второй половине дня все паломники отправились на короткую прогулку к истокам реки Алакананда. Мы видели, как она вытекает из отверстия в горе, с силой низвергаясь вниз в своем молочно-белом великолепии. Хотя день был духовно насыщенным и согрет солнцем Гималаев. ближе к сумеркам стало прохладно, а после ужина при свечах стало уже ощутимо холодно.

10-й день

В храме в Бадринатхе заметно влияние непальской и тибетской буддийской архитектуры. Здесь принято верить, что теперешняя мурти первоначально была Буддой, сидяшим в позе лотоса. В период возрождения индуизма ее сбросили в пруд, где она пролежала много лет. Шанкара восстановил ее в прежнем положении как мурти Вишну и назвал ее Бадривишал. Мурти сделана из черного камня, она не слишком хорошо обработана, но видно, что божество сидит в позе лотоса. Согласно индийской мифологии, Будда является девятой аватарой Вишну.

Многие из нас присутствовали на ранней утренней пудже, и после легкого завтрака в 9 часов мы покинули Бадранатх и пустились в путь по необыкновенно живописным предгорьям Гималаев.

После двух часов езды мы добрались до Джиотир-Матха, где в нынешнем монастыре есть пещера — здесь Ади-Шанкара, основоположник школы веданты, впервые основал монастырь. Здесь есть также храм Лакшми На-райяны. Мы проехали много маленьких городков и достигли Шринагара в районе Гадхавал, где заночевали в отеле «Прачи». Впервые с того момента, как мы покинули Ришикеш, у нас были современные удобства и электрическое освещение — настоящая роскошь!

11-й день

Утро было свободным — никаких мероприятий. Чемоданы были упакованы и погружены на крышу автобуса к 11 часам утра. После завтрака, плавно перешедшего в ланч, мы уехали из отеля и отправились в Уттар-Каши нам предстояло проехать расстояние в 125 км через горы по хорошим дорогам. Однако пришлось нам и поволноваться в тех местах, где дорога становилась неровной и пыльной.

Когда мы добрались до Уттар-Каши в 6.30 вечера, нам сказали, что дороги в Ганготри и Ямунотри перегорожены оползнями, скользкими и очень опасными. Необходимо было учитывать, что в группе есть пожилые люди. Мы приняли решение остаться в Уттар-Каши на двое суток.

12-й день

В этот день нам не нужно было ехать далеко на автобусе. Нашим ногам предстояло ступать по твердой почве, поэтому после завтрака мы отправились осматривать город Уттар-Каши (3500 футов — 1000 м), расположенный на берегах реки Бхагиратхи, которая берет свое начало в Ганготри. С начала ятры наш автобус преодолел, взбираясь и спускаясь, шестнадцать высоких гор.

Утром мы посетили храм Каши Вишванатх (Шивы), где каждый совершил пуджу и прочитал молитвы. В этих же местах находится храм Шакти-Деви (Матери-Богини), внутри которого стоит 30-футовая (девятиметровая) вырезанная из камня колонна, которую нельзя сдвинуть, прикладывая большие усилия, но которую можно слегка отклонить от вертикали движением одного пальца. На вершине колонны помещается каменный обух топора, а над ним — трезубец. Эта колонна очень древняя, сколько веков она существует, точно неизвестно. Недалеко от храма Деви находится яджнаала большой площади (место жертоприношения огня), где несколько лет назад провели крупномасштабный длительный хаван с молитвами за мир во всем мире.

В эту ночь во всем городе было выключено электричество с целью предотвращения политических выступлений протеста, но река Бхагиратхи в темноте спокойно несла свои воды в Дев-Прайаг, чтобы встретиться с Алаканандой.

13-й день

Поездки к Ганготри и Ямунотри оказались неосуществимыми, поэтому мы решили ехать в Массури и остаться там на трое суток. Однако только мы выехали из Уттар-Каши, выяснилось, что в окрестностях Массури объявлен комендантский час, поэтому мы отправились в Чамбу и остановились там в отеле «Тришал Бриз», который расположен на вершине высокого холма, откуда открывалась панорама на многие горные вершины.

Ночь в Чамбе прошла спокойно, но в темные часы было очень холодно. В Чамбе тоже объявили всеобщую забастовку, поэтому на следующий день наш автобус задержали на несколько часов.

14-й день

Управляющий отелем отправился в центр Чамбы и договорился с бастующими о предоставлении нам безопасного проезда, чтобы мы могли вернуться в Ришикеш. Вскоре после ланча мы выехали из Чамбы и стали спускаться вниз к Ришикешу. Поездка прошла без особых приключений, но перед нашим автобусом о своих правах заявило стадо из сотни быков. Их бандх (забастовка) также задержал на некоторое время наше продвижение вперед.

Когда мы добрались до отеля «Ганга-Кинаре», все энергично захлопали в ладоши, выражая признательность водителю господину Калдипу Сингху за его труд и мастерство, и господину Джоши, нашему турменеджеру и гиду. Все мы с облегчением вздохнули — паломничество благополучно завершилось. Память о величественных горах и храмах с их обособленной от всего мира святостью навсегда останется со всеми, кто участвовал в этой ятре; некоторые сожалели о том, что всегда приходится возвращаться к мирским делам повседневной жизни, хотя всех нас благословил Бог.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Практика учения

Исполняять свои обяз

News image

Лучше исполняять свои обязанности, пусть несовершенным образом, чем безукоризненно чужие. Выполняя предписанные обязанности, соответствующие его пр...

Освобождение

News image

Разумные люди, которые прилагают усилия для освобождения от старости и смерти, находят убежище во Мне...

Популярные статьи

Изначальная форма

News image

Увидев эту вселенскую форму, которую я никогда не видел прежде, я испытываю радость, но в то же самое время мой...

Бог Кама

News image

Ка ма (санскр.  «любовь», «чувственное влечение») — в древнеиндийской мифологии бог любви, сын Лакшми и Вишну. Изображается в виде крылатого юн...

Лакшми, дающая богатство

News image

Как вы думаете, кто самый богатый человек в Великобритании? Нет, не Абрамович … А сталелитейный олигарх Лакшми Миттал, бизнесмен с ин...

Индусские Боги

News image

Есть так много богов в Индуизме. Индусы полагают, что есть многократные Боги? Почему они поклоняются многократным богам? Есть 33 Девы (предугадывает), ко...

Философы и мыслители

История Маркандейи

News image

Маркандейя родился после того, как его родители в течение долгого времени не могли иметь детей. Шри Шива предстал пред ними и сказал, что у них бу...

Свами Бхавьянанда

News image

Это было в конце 1990 или в начале 1991 года, когда Свами Локешварананда из калькуттского Института Культуры Миссии Рамакришны посетил наш центр в Англии, где он...