Учение Индуизма - Паломничество - Паломничество (личный опыт)
Monday 11th of December 2017


Паломничество (личный опыт)
Учение - Паломничество

паломничество (личный опыт)

Ниже мы приводим описание паломничества британского индуса в Ямунотри, Ганготри, Кедарнатх и Бадринатх в предгорьях Гималайских гор, штат Утгар-Прадеш, Северная Индия. Этот горный район известен под названием Уттара-Кханда.

1-й день

Я смог присоединиться к группе из 22 человек, 19 из них были браминами, из них 8 мужчин и 11 женщин. Мы запланировали совершить паломничество к четырем святым местам в предгорьях Гималаев. Члены группы съехались из разных частей света — США, Канады, Великобритании — и далеких индийских городов, таких, как Коимбаторе, Мадрас и Хайдарабад, в Дели, где организаторы заказали для нашей поездки автобус. Все мы были незнакомы, но нас объединяла общая цель.

Когда все собрались в Дели, один из участников исполнил вечером простую пуджу перед богом Ганапати и прочитал молитвы, в которых попросил удачной поездки. Он поднес Ганапати различные сладости и получил их обратно в качестве прасада. Осененное благословением подношение разделили между всеми членами группы, и таким образом акт поклонения богу укрепил наше чувство принадлежности к группе.

2-й день

Рано утром мы покинули Дели и, проехав 200 км по пыли и жаре и позавтракав в гранд-отеле «Читал» в Му-заффарнагаре, добрались к половине третьего дня до Хардвара. Там мы перекусили и затем проехали еще 24 км до Ришикеша. Нам зарезервировали номера в отеле «Ганга Кинаре» («На берегу Ганга»).

У нас было только полчаса, чтобы принять душ, переодеться, выпить чаю или кофе, а затем мы вернулись в Хардвар, чтобы присутствовать на церемонии арати богини Ганги. Автобус пришлось оставить почти за милю от гхата, ступенек, ведущих к реке. Меня неприятно поразили грязь и множество экскрементов на дорожке. После некоторых маневров и прыжков мы сумели добраться до мощеной дорожки, ведущей к реке. И даже здесь нам пришлось лавировать между многочисленными кострами, которые паломники зажгли, чтобы приготовить себе ужин. Немало священных коров оставили там и сям свои визитные карточки!

Мы, однако, не смущались и сквозь толпы паломников продолжали прокладывать себе путь к храму Ганги. Сандалии нам пришлось оставить за небольшую плату в кабинке — кожаная обувь в храме или на священном гхате приносит духовное осквернение. Вот теперь толпа уже по-настоящему давила; все старались держать покрепче свои бумажники, не терять равновесие и вытягивали шеи, чтобы увидеть отблеск пламени арати. К счастью, через громкоговоритель до нас доносилось пение стихов, в которых восхвалялась богиня реки. Когда церемония арати закончилась, наша группа переместилась в сторону, чтобы дать толпе немного рассеяться. Большинство из нас сумели спуститься по скользким ступенькам к воде. Нашему гиду удалось найти четырех жрецов, которые и помогли нам совершить пуджу перед богиней Ганги. Я бросил в священную реку рисовые зерна и цветы, после чего отдал 51 рупию жрецу в качестве пожертвования. Затем я помолился за материальное и духовное благополучие своей жены, самого себя, наших родственников, друзей, всех тех, кто зависит от нас, а также наших домашних животных. Во время совершения пуджи и молитвы я стоял в воде.

В этот вечер на гхате в Хардваре стояло по меньшей мере десять тысяч человек, и примечательно то, что никто не утонул и не поранился. Там было много искренне преданных Богу душ, для которых омовение в священной реке давало надежду на милость богини, чтобы они смогли достичь мокши, духовного освобождения. Люди разных варн и кастовых групп Индии собрались, чтобы воздать хвалу Богу, перед которым все они были равны.

3-й день

В Ришикеше наступил яркий и теплый день. Кто-то из паломников читал на ступеньках у реки за нашим отелем. После завтрака, который приготовили два наших повара и четыре помощника, мы отправились в путь. Нам предстояло посетить знаменитые центры медитации, расположенные в нескольких километрах от Ришикеша. Это была восхитительная поездка на автобусе по горной дороге. Наконец мы добрались до храма, где помещается мурти Лакшманы. Обычно Лакшману можно увидить вместе с Рамой и Ситой в многочисленных храмах, посвященных богу Раме. Наш гид рассказал, что, поскольку Лакшмана убил в сражении сына Раваны, он совершил грех убийства брамина. Поэтому он должен был искупить свой грех через покаяние, и этот храм построен неподалеку от того места, где, по преданию, исполнялось это покаяние. Рядом с храмом можно увидеть подвесной мост, который называется Лакшмана Зула. Прежний пешеходный мост, сооруженный из деревянных реек и веревок, рухнул в 1925 году. Благодаря значительному пожертвованию богатого коммерсанта и с помощью активной поддержки британского правительства в 1927—1929 годах был построен стальной подвесной мост — настоящее достижение британского инженерного искусства. Есть еще второй стальной подвесной мост, сооруженный уже после завоевания Индией независимости. Он называется Рама Зула.

Вода в Ганге стояла высоко, но мощная река спокойно несла свои воды к морю, когда я переходил мост Лакшмана Зула. Там можно было увидеть много новомодных недавно построенных храмов, где неосмотрительные, но религиозно настроенные паломники опускают деньги в дана-пети (ящик для пожертвований), которые идут на содержание людей, управляющих этими храмами.

Здесь тоже можно найти Общество жизни, обращенной к Богу. Это ашрам, созданный в 1936 году Свами Шиванандой. Он имеет храмы, зал для лекций, медитационный центр и больницу. Сварга ашрам — это комплекс зданий, состоящих из дешевых помещений для паломников, есть здесь и храм, посвященный Бхагавадгите. По дороге в отель, где мы собирались поесть, нам пришлось пережить несколько жутковатых моментов. Наш автобус должен был стоять в длинной очереди за тяжелыми грузовиками на понтонном мосту, который заменял недавно разрушенный капитальный мост. Водитель проявил немалое мастерство, пробираясь по узкому мосту и по неровной, в рытвинах дороге к безопасному месту. Утренняя прогулка оказалась достаточно утомительной, поэтому я предпочел отказаться от мероприятий, назначенных на вторую половину дня и на вечер. День был невыносимо жарким, но тем не менее вполне удовлетворительным с духовной точки зрения.

4-й день

Нам пришлось покинуть Ришикеш очень рано, когда еще было темно, и без завтрака — население северной части штата Уттар-Прадеш устраивало мирную политическую демонстрацию протеста, а затем по всей территории должна была начаться забастовка. Нашему автобусу удалось благополучно уехать из районов волнений, и, оказавшись в безопасности, мы дважды останавливались в дороге — на завтрак и на ланч. Мы добрались до Дев-Прайаг и видели слияние рек Алакананды (берет начало у Бадринатха) и Бхагиратхи (берет начало у Ганготри). Слившись у Дев-Прайаг, воды обеих рек образуют Ганг. Далее мы остановились у Рудра-Прайаг, чтобы посмотреть на захватывающий дух водоворот, образовавшийся в результате слияния рек Алакананда и Мандакини (берет начало у Кедарнатха); таким образом, между Рудра-Прайаг и Дев-Прайаг река называется Алакананда. На подъезде к деревне Рампур мы имели еще одну возможность восхититься смелостью и мастерством нашего водителя. Оползень перекрыл горную дорогу, образовав откос в 45 градусов. Мы спросили у водителя, не следует ли нам выйти из автобуса. «Нет нужды, — ответил он. — Мы совершаем паломничество, и Бог защитит нас. Доверьтесь Ему. К тому же я водил этот автобус и в местах похуже этого». Он вел автобус с необыкновенным мастерством и здравомыслием, медленно, но уверенно, и провез нас через оползень к безопасному месту.

В этот вечер мы добрались до Рампура. Тамошняя гостиница не отличалась удобствами: электричества не было, стены покрывала сырость, белье на кровати было влажным. Ужин проходил при тусклом свете свечей. Предполагается, что отсутствие физического комфорта и различные неудобства увеличивают духовность во время паломничества.

5-й день

После беспокойной ночи, проведенной в сырости, мы при свечах готовились к следующему дню, позавтракали «а-ля фуршет» и тронулись в путь — нам предстояло проехать 30 километров до Гори-Канда. В пути мы видели пенящиеся воды Сон-Ганга и Мандакини при их слиянии в Сон-Прайаг. Многие спустились по ступенькам к воде и постояли в освежающей воде. Считается, что купание в месте слияния рек увеличивает религиозные достижения, поэтому частичные усилия в этом направлении, вероятно, чуточку увеличили наши религиозные заслуги. Когда автобус прибыл в Гори-Канд, нас окружили примерно сто назойливых молодых людей, которые пытались подзаработать. Они искали клиентов, желающих взять напрокат лошадь или доли (носилки), чтобы подняться на гору. Наш гид сначала долго кричал и размахивал палкой и таким образом добился, чтобы они отошли от двери автобуса, после чего раздобыл для нас носилки, которые несли четверо крепких мужчин, и лошадей, на которых можно было ехать или везти багаж.

Я взял лошадь, положил на седло рюкзак и направился по тропинке в гору. Пройдя несколько ярдов, я приобрел крепкий бамбуковый посох с металлическим наконечником, чтобы удерживать равновесие на скользкой тропинке, и отправился дальше. Гори-Канд находится на высоте примерно 6500 футов (2000 м) над уровнем моря, а наша цель, Кедарнатх, расположен на высоте 11 750 футов (3580 м). Тропинка вьется вокруг горы на протяжении 14 километров. Шесть-семь человек из группы решили идти пешком, остальные предпочли носилки или лошадь. По мере того как высота растет, воздух становится все более разреженным, содержание кислорода в нем уменьшается, поэтому необходимо дышать через рот, чтобы в легкие попадало достаточно кислорода.

По мере того как я поднимался все выше и выше, я наполнялся поистине духовными переживаниями. Какая-то незнакомая сила побуждала меня читать мантры Гаятри вслух, а это означало, что в легкие поступало достаточное для поддержания сил количество кислорода. Я читал мантры и продолжал идти, не ощущая никакой слабости, связанной с высотой. Молодой человек, у которого я нанял лошадь, все время уговаривал меня сесть в седло, но моя решимость пройти весь путь пешком все больше возрастала. Честно говоря, я не думал о разреженном воздухе. Я просто продолжал читать мантры и остановился, только когда подошел к ступеням, ведущим в храм Кедарнатха. Когда я добрался до приюта для паломников, члены нашей группы встретили меня громкими приветствиями. Я был единственным, кто прошел пешком все расстояние от Гори-Канда до Кедарнатха.

Я обнаружил, что по меньшей мере шестерым из нас нужен кислород, чтобы побороть горную болезнь. В приюте постоянно присутствует врач и есть баллоны с кислородом, поэтому медицинская помощь нуждающимся была оказана немедленно. Выпив совершенно необходимую мне чашку кофе и перекусив, я вышел наружу — постоять и полюбоваться величественными горами. Пики позади храма были покрыты снегом, и он сверкал как серебро в лучах заходящего солнца. Тонкая, как струна, река Мандакини, текущая по склону, была белой от инея, словно бог Шива ставил опыты с гигантским тюбиком сахарной глазури, а далеко внизу кристально чистая вода весело катилась по каменным глыбам и по мере продвижения вниз набирала все большую силу.

Храм в Кедарнатхе очень старый; в нем помещается черный камень фаллической формы высотой в метр - символ Шивы. Мы смогли получить даршан (лицезреть лингам), стоя у дверей, но входить в святая святых было нельзя. Затем нам раздали кусочки сахара в качестве прасада. Это был памятный и духовно наполненный день.

6-й день

Мы встали очень рано, чтобы не опоздать в храм Кедарнатха на ритуал пуджи, который должен был начаться в 5 часов утра. Нам раздали по ведру с горячей водой, так как мы, по-видимому, не могли присутствовать на церемонии, не совершив омовения. В порыве энтузиазма мы забыли про меры предосторожности, не приняв которых нельзя было выходить на холодный горный воздух. Нет лучше средства создать себе проблемы, чем поступить подобным образом. В результате некоторые из нас сильно простудились и несколько дней проболели. Поскольку в Кедарнатхе очень холодно и несколько членов группы страдали от горной болезни, было решено после завтрака поискать пристанище пониже, в Рампуре.

Храм в Кедарнатхе построен из черного камня и резко контрастирует с белым великолепием покрытых снегом пиков Гималайских гор. Внутри храм очень чистый, вымощенный камнем двор тщательно выметен. После завтрака мы совершили намаскар богу Шиве и начали спускаться вниз к Гори-Канду. В трех или четырех местах тропинку перерезал поток воды, поэтому те семь километров до деревни Рамбара, где нам предстояло остановиться на ланч, я решил ехать на лошади. Оставшуюся часть пути до Гори-Канда я шел пешком по горной тропинке. Далее путешествие оказалось сопряжено с непредвиденными трудностями как природного характера, так и вызванными человеческими деяниями.

Мы прибыли в Гори-Канд и сразу же оказались в гуще всеобщей забастовки. Автобусная остановка была забита брошенными транспортными средствами. Наш автобус припарковался таким образом, что бастующие не видели его, поэтому нам удалось залезть в него и уехать, однако в Сон-Прайаге мы остановились, так как дорогу перегородили баррикады. К счастью, все лошади, которых мы наняли, были из Рампура. так что мы могли продолжать путь верхом. Затем в дороге над нами разверзлись небеса, и до Рампура мы ехали под проливным дождем. Всё. в том числе и наши рюкзаки, промокло насквозь Перед тем как уехать из Рампура, мы остановились в гостинице. где было электричество и комнаты были сухими и чистыми, поэтому мы смогли высушить вещи и переодеться в сухую одежду. Вечером повара приготовили нам великолепный ужин, и ночью мы смогли хорошо отдохнуть. После первой в жизни поездки верхом на лошади у меня болела каждая косточка.

7-й день

Из-за всеобщей забастовки нам пришлось остаться в Рампуре — выбора у нас не было. Поэтому мы попытались выжать все возможное из этого вынужденного выходного дня. Солнце на небе ярко сияло, и все занялись стиркой и сушкой одежды. Это был первый день праздника Ганеши. который мы проводили до завтрака в молитвах Ганеше, а затем пели религиозные гимны на санскрите и тамильском языке. Трое из группы не смогли принять участие в пении, поскольку говорили только на телугу. В качестве прасада все получили сладости, приготовленные из манго. После горячей ванны и хорошего ланча усталость прошла, а настроение повысилось.

8-й день

Мы поднялись очень рано и в пять утра выехали из Рампура в Бадринатх. Мы вновь направили наши стопы в Рудра-Прайаг; затем мы повернули на север и двинулись фактически параллельно течению реки Алакананда, восхищаясь ее красотой в местах слияния с другими, менее крупными потоками.

Пиндар сливается с Алаканандой в Карна-Прайаге; река Нандакини встречается с его водами в Нанда-Прайаге, а Вишну-Ганга заключает его в свои объятия у Вишну-Прайага. Наш автобус двигался по крутой, но поддерживаемой в хорошем состоянии горной дороге. В пути мы любовались живописными пейзажами, и после 13 часов поездки, которая проходила в приподнятом настроении, добрались до города Бадринатх, расположенного на высоте 10 350 футов (3150 м) над уровнем моря. Приют в Парамартх-Локе оказался вполне сносным, но в нем не было электричества. Подкрепившись, мы отправились в храм Бадринатха получить даршан у божества, перед тем как храм закроется в 7.30 вечера. Ужин при свечах был очень приятным, и еще более желанной после утомительного дня показалась теплая постель.

9-й день

В Бадринатхе город и храм разделены рекой Алака-нанда, над которой сооружен подвесной мост. Недалеко от храма, посвященного богу Вишну, бьет горячий источник, наполняющий водой четыре каменных бассейна - два для мужчин и два для женщин. Они предназначены для ритуальных омовений. Многие молодые люди подрабатывают тем, что носят из города паломникам в общежитие большие канистры с горячей водой из источника для утренних омовений. Они берут за эту услугу по пять рупий за ведро (около 10 пинт).

Мой день начался в освежающего омовения, после чего я вместе с теми, кто хотел искупаться в источнике, отправился в город. Примерно в десяти футах (трех метрах) от источника протекает река с ледяной водой. Купаясь в источнике, я мог наблюдать повторную церемонию присвоения имени девушке, которая хотела пройти через этот ритуал еще раз в святых местах.

Некоторые из участников нашего путешествия, искупавшись, отправились в особое место на гхате, чтобы поднести усопшим предкам шарики из вареного риса - пинды. Придя в храм, мы положили перед божеством монеты достоинством в одну рупию — жрец благословил их и вернул нам, чтобы мы дома положили их на домашний алтарь. Считается, что монеты, получившие благословение в храме, приносят семье постоянное процветание. В городе около подвесного моста раскинулись многочисленные палатки, в которых продаются книги, карты, медные и латунные принадлежности для пуджи, всевозможные четки и другие вещи для религиозных ритуалов. Я приобрел для нашего домашнего алтаря медный поднос с выгравированными изображениями Бадринатха (Вишну) и Кедарнатха (Шива). Кроме того, я купил две запечатанных медных бутылки с водой из Ганга.

Во второй половине дня все паломники отправились на короткую прогулку к истокам реки Алакананда. Мы видели, как она вытекает из отверстия в горе, с силой низвергаясь вниз в своем молочно-белом великолепии. Хотя день был духовно насыщенным и согрет солнцем Гималаев. ближе к сумеркам стало прохладно, а после ужина при свечах стало уже ощутимо холодно.

10-й день

В храме в Бадринатхе заметно влияние непальской и тибетской буддийской архитектуры. Здесь принято верить, что теперешняя мурти первоначально была Буддой, сидяшим в позе лотоса. В период возрождения индуизма ее сбросили в пруд, где она пролежала много лет. Шанкара восстановил ее в прежнем положении как мурти Вишну и назвал ее Бадривишал. Мурти сделана из черного камня, она не слишком хорошо обработана, но видно, что божество сидит в позе лотоса. Согласно индийской мифологии, Будда является девятой аватарой Вишну.

Многие из нас присутствовали на ранней утренней пудже, и после легкого завтрака в 9 часов мы покинули Бадранатх и пустились в путь по необыкновенно живописным предгорьям Гималаев.

После двух часов езды мы добрались до Джиотир-Матха, где в нынешнем монастыре есть пещера — здесь Ади-Шанкара, основоположник школы веданты, впервые основал монастырь. Здесь есть также храм Лакшми На-райяны. Мы проехали много маленьких городков и достигли Шринагара в районе Гадхавал, где заночевали в отеле «Прачи». Впервые с того момента, как мы покинули Ришикеш, у нас были современные удобства и электрическое освещение — настоящая роскошь!

11-й день

Утро было свободным — никаких мероприятий. Чемоданы были упакованы и погружены на крышу автобуса к 11 часам утра. После завтрака, плавно перешедшего в ланч, мы уехали из отеля и отправились в Уттар-Каши нам предстояло проехать расстояние в 125 км через горы по хорошим дорогам. Однако пришлось нам и поволноваться в тех местах, где дорога становилась неровной и пыльной.

Когда мы добрались до Уттар-Каши в 6.30 вечера, нам сказали, что дороги в Ганготри и Ямунотри перегорожены оползнями, скользкими и очень опасными. Необходимо было учитывать, что в группе есть пожилые люди. Мы приняли решение остаться в Уттар-Каши на двое суток.

12-й день

В этот день нам не нужно было ехать далеко на автобусе. Нашим ногам предстояло ступать по твердой почве, поэтому после завтрака мы отправились осматривать город Уттар-Каши (3500 футов — 1000 м), расположенный на берегах реки Бхагиратхи, которая берет свое начало в Ганготри. С начала ятры наш автобус преодолел, взбираясь и спускаясь, шестнадцать высоких гор.

Утром мы посетили храм Каши Вишванатх (Шивы), где каждый совершил пуджу и прочитал молитвы. В этих же местах находится храм Шакти-Деви (Матери-Богини), внутри которого стоит 30-футовая (девятиметровая) вырезанная из камня колонна, которую нельзя сдвинуть, прикладывая большие усилия, но которую можно слегка отклонить от вертикали движением одного пальца. На вершине колонны помещается каменный обух топора, а над ним — трезубец. Эта колонна очень древняя, сколько веков она существует, точно неизвестно. Недалеко от храма Деви находится яджнаала большой площади (место жертоприношения огня), где несколько лет назад провели крупномасштабный длительный хаван с молитвами за мир во всем мире.

В эту ночь во всем городе было выключено электричество с целью предотвращения политических выступлений протеста, но река Бхагиратхи в темноте спокойно несла свои воды в Дев-Прайаг, чтобы встретиться с Алаканандой.

13-й день

Поездки к Ганготри и Ямунотри оказались неосуществимыми, поэтому мы решили ехать в Массури и остаться там на трое суток. Однако только мы выехали из Уттар-Каши, выяснилось, что в окрестностях Массури объявлен комендантский час, поэтому мы отправились в Чамбу и остановились там в отеле «Тришал Бриз», который расположен на вершине высокого холма, откуда открывалась панорама на многие горные вершины.

Ночь в Чамбе прошла спокойно, но в темные часы было очень холодно. В Чамбе тоже объявили всеобщую забастовку, поэтому на следующий день наш автобус задержали на несколько часов.

14-й день

Управляющий отелем отправился в центр Чамбы и договорился с бастующими о предоставлении нам безопасного проезда, чтобы мы могли вернуться в Ришикеш. Вскоре после ланча мы выехали из Чамбы и стали спускаться вниз к Ришикешу. Поездка прошла без особых приключений, но перед нашим автобусом о своих правах заявило стадо из сотни быков. Их бандх (забастовка) также задержал на некоторое время наше продвижение вперед.

Когда мы добрались до отеля «Ганга-Кинаре», все энергично захлопали в ладоши, выражая признательность водителю господину Калдипу Сингху за его труд и мастерство, и господину Джоши, нашему турменеджеру и гиду. Все мы с облегчением вздохнули — паломничество благополучно завершилось. Память о величественных горах и храмах с их обособленной от всего мира святостью навсегда останется со всеми, кто участвовал в этой ятре; некоторые сожалели о том, что всегда приходится возвращаться к мирским делам повседневной жизни, хотя всех нас благословил Бог.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Практика учения

Безграничное могущес

News image

Поклоны Тебе спереди, сзади и со всех сторон! O неограниченная сила, Ты повелитель безграничного мог...

Поведение персонала

News image

Человеко-ориентированная схема поведения ставит приоритет человека над действием. Что это значит? Это значит, что Гость пр...

Популярные статьи

Изначальная форма

News image

Увидев эту вселенскую форму, которую я никогда не видел прежде, я испытываю радость, но в то же самое время мой...

Бог Кама

News image

Ка ма (санскр.  «любовь», «чувственное влечение») — в древнеиндийской мифологии бог любви, сын Лакшми и Вишну. Изображается в виде крылатого юн...

Лакшми, дающая богатство

News image

Как вы думаете, кто самый богатый человек в Великобритании? Нет, не Абрамович … А сталелитейный олигарх Лакшми Миттал, бизнесмен с ин...

Индусские Боги

News image

Есть так много богов в Индуизме. Индусы полагают, что есть многократные Боги? Почему они поклоняются многократным богам? Есть 33 Девы (предугадывает), ко...

Философы и мыслители

Шри Мадхусудана Сарасвати

News image

Мадхусудана Сарасвати родился в начале шестнадцатого столетия и прославился как блестящий философ. Это был период расцвета философских школ Индии. Ученые и мудрецы писали многочисленные комментарии к ...

Шанкара (788 - 820 гг. н.э.)

News image

Шанкара (или Шанкарачарья) - индийский религиозный философ, реформатор индуизма. Синтезировав все предшествующие ортодоксальные (то есть признающие авторитет вед) системы, развил учение Адвайта-веданты (недвойственная, или недуальная Ве...