Закон Кармы - Человек в невежестве действует в ленивом состоянии
Thursday 24th of September 2020


Человек в невежестве действует в ленивом состоянии
Индуизм - Закон Кармы

- Благостный человек получает счастье от разума, поэтому он счастлив, стремясь к своей цели. - Страстный человек получает счастье от .ума, поэтому он счастлив, когда занимает свой ум чем-то интересным.

- Невежественный человек получает счастье от своего тела Поэтому цель его жизни - это удовлетворить своё тело.

Тело удовлетворяется четырьмя основными вещами: сексом, сном, едой и комфортом. Если есть чрезмерная привязанность хотя бы к одному из перечисленных видов счастья, то в разуме сильно возрастает лень. Лень - это и есть желание телесного счастья. Когда такое желание очень крепко сидит в вашей голове, то заставить себя работать очень трудно. Лень - греховная деятельность, и её результат

- это преждевременное старение организма. Лень поражает - всё тонкое тело. В результате прана, ум и разум становятся вялыми и неспособными к продуктивной деятельности, направленной на чьё-то благо. Ленивый человек энтузиастичен работать только для себя.

ВОПРОС: Как бороться с ленью у детей?

ОТВЕТ: Нужно сначала понять, что если у Вас в семье будет слишком много корысти и эгоистического настроя, то бороться с ленью детей просто невозможно. Дети всегда подсознательно копируют умонастроение родителей, и если в семье нет энтузиазма жить для других людей, то у детей тоже не будет большого желания делать что-то для родителей. Необходимо начать жить бескорыстной жизнью. Если семья будет пытаться помогать всем окружающим и, как следствие, друг другу, то у детей появится энтузиазм делать что-то не только для себя. Это произойдёт не сразу, а через некоторое время после того, как семья изменит своё отношение к жизни.

Человек в невежестве действует в подавленном состоянии

Настоящий энтузиазм появляется при движении разума к счастливой цели. Когда цель жизни по своей природе невежественна, то, соответственно, при движении к ней появляется психическая подавленность.

ВОПРОС: Как объяснить тот факт, что невежественные люди часто бывают очень активны.

ОТВЕТ: Их активность - это проявление внешней стороны их психики. Однако глубоко внутри они пребывают в глубокой усталости от такой жизни. Если Вы хотите убедиться в этом, то посмотрите какому-то невежественному человеку во внутренние уголки глаз. В этой зоне можно увидеть глубокий психический тонус человека. Если человек, на которою Вы смотрите, пребывает в невежестве, то без сильного напряжения можно там увидеть разочарование или сильную усталость.

Другой критерий подавленности - это сильное нежелание трудится для кого-то другого, кроме себя.

Человек в невежестве действует, откладывая всё на потом

Так как цель невежественного человека - это тело и чувства, то любая работа для него просто невыносима, поэтому её выполнение он склонен откладывать в долгий ящик.

ВОПРОС: Как будет себя вести невежественный человек, если его деятельность сулит принести удовлетворение телу и чувствам?

ОТВЕТ: В этом случае гуна невежества даст ему свой мерзкий, энтузиазм. В результате появится сильная способность заниматься развратом, обжорством, со всеми ругаться и много спать. Подобный энтузиазм закончится немедленно, когда тело и чувства насытятся наслаждением, после этого вновь наступит лень.

Сейчас мы разберём несколько теоретических вопросов, объясняющих, из каких факторов формируется наша деятельность. Это необходимо для того, чтобы глубже понять, как правильно поступать. По скорости выполнения своих обязанностей деятельность делится

на 4 основных категории:

1. Медленная - при выполнении деятельности в подобном сознании нет счастливой цели, интереса к этой деятельности, энтузиазма, а также ответственности. Такая работа выполняется под влиянием гуны невежества и ведёт человека к лени, тупости, деградации, чрезмерным привязанностям (дурным привычкам). Отношения с сотрудниками в этом случае складываются с элементами неприязни, зависти и гнева.

2. Средняя - при выполнении деятельности в таком сознании цель - это деньги. Они также являются и основным интересом. При работе с таким настроем человека одолевает гуна страсти, поэтому в деятельности всегда присутствуют фанатичный энтузиазм, дисциплина, основанная на материальной заинтересованности. Дружба с сотрудниками всегда внешняя (деловая). Такая деятельность приводит к жадности, чрезмерной занятости, болезням, конфликтам и стрессам.

3. Быстрая - при выполнении деятельности с таким сознанием присутствует бескорыстие, правильное понимание счастья, осмысленность, целеустремленность. Она всегда полна смысла, нацеленная, протекает под влиянием гуны благости и ведёт к очищению сознания, избавлению от страданий, прогрессу, успеху, счастью, самоосознанию. Эта деятельность - решительное движение вперед. Отношения с сотрудниками - близкие и дружеские.

4. Очень быстрая - при выполнении деятельности в таком сознании проявляются четко выраженные религиозность и чистота в поведении, глубокое понимание смысла жизни. Цель подобной деятельности - духовная, она выполняется с великим энтузиазмом и решимостью. Все взаимоотношения при её исполнении основаны на любви к Богу и всем живым существам. Отношения с соратниками наполнены горячей любовью и искренностью. :

ВОПРОС: От чего же зависит скорость выполнения своих обязанностей?

ОТВЕТ: Прежде всего, она зависит от состояния разума. Если разум чист, целеустремлён и энтузиастичен, то ум также действует с чёткостью, концентрацией внимания и энтузиазмом. Кроме того, так как мы совершаем все свои действия при непосредственном участии ума, то скорость любой деятельности, в конечном счёте, также зависит и от состояния ума.

- Если ум контролируется не разумом, а чувствами, то человек не может сильно сосредоточится на выполнении своих обязанностей, Поэтому всё, что связано с выполнением долга такого человека делается медленно (в невежестве).

- Если ум предоставлен сам себе, то он склонен слишком теорией. Подобное состояние ума обусловлено тем, что он всегда мечется

между разумом и чувствами (совестью и эгоизмом). Другими словами, ум хочет как можно больше выгоды. При увеличении. выгоды скорость работы ума увеличивается. Так как в подобной деятельности присутствуют сильные привязанности к результату труда (зарплате), то саму деятельность часто выполняют без энтузиазма, просто для галочки (в страсти).

Если ум контролируется разумом, стремящимся к счастью, то такой настрой даёт уму бодрый тонус и энтузиазм. В результате

появляется внутренняя возможность трудиться быстро, с ясным и чётким умом.

Если чистый ум контролируется чистым разумом, то человек, направив свой внутренний взор на Сверхдушу, наполняет ум великим энтузиазмом. В результате устремлённый к Богу ум

становится очень активным (действует вне туя).

У любой деятельности существуют два основных варианта целей

1. Цель - духовное счастье. Такая деятельность должна выполняться под руководством живущего на Земле духовного учителя и строго в соответствии со священными писаниями.

2. Цель - материальное счастье. Этот вид деятельности даст свой хороший результат только в том случае, если она будет выполняться в соответствии с указаниями священных писаний.

ВОПРОС: Как я понял, священные писания рекомендуют все делать бескорыстно. Как же я буду трудиться и для материального счастья, и бескорыстно одновременно?

ОТВЕТ: В этом-то и весь секрет. Нужно знать, что корыстный человек не будет счастлив. Если человек это понял и встал на путь духовного счастья, но в глубине души имеет какое-то материальное желание, то он начинает стремиться к духовному счастью. Он живёт, веря обещанию Вед, которые говорят, что его материальное желание тоже будет удовлетворено. Руководствуясь Ведами наставлениями святых людей, такой человек быстро получает все виды благ, но при условии, что он способен всё делать бескорыстно, просто из чувства долга. Ему ещё сильно хочется наслаждаться материальным счастьем, но он уже понимает, что если идти на поводу у этого желания, то всё равно ничего хорошего не получится. Поступая таким образом, человек не только быстро добьётся своей материальной цели, но также и осознает, что духовные цели всё же более значимы в нашей жизни.

Поэтому любая деятельность бывает:

- благоприятной с устремлённым к самоосознанию разумом (она одобряется священными писаниями);

- неблагоприятной с разумом, устремленным к материальному счастью (не одобряется священными писаниями).

ВОПРОС: Выходит, что если я действую с желанием материального и при этом совсем не стремлюсь к духовному, то в результате такой деятельности я не смогу быть счастливым?

ОТВЕТ: Нет, кратковременно Вы будете счастливым и даже получите-те материальные блага, которые желали (насколько позволит судьба). Однако, так как корыстные желания в этом случае взяли верх, то неправильно использовав свою свободу выбора, человек начнёт всё больше привязываться к материальному счастью в ущерб духовному. Дальше появятся сильная жадность, зависть, злость, деньги дадут вседозволенность и гуна невежества скажет: «Здравствуй, мой дорогой! Я тебя давно жду». По этой самой причине многие люди силой своего благочестия, накопленного в прошлых жизнях, способны быстро стать очень богатыми, и некоторые из них даже способны всю жизнь удерживать это

богатство. Все эти способности возникают в результате большого количества добрых дел, которые человек совершал в прошлых жизнях. Однако, что будет дальше, если он не занимался духовной практикой, не ставил своей главной целью в жизни постижение духовного счастья? В результате все положительные качества характера будут уничтожены неминуемо возрастающей гуной страсти.

ВОПРОС: Значит, все люди, которые не ставят духовные интересы выше материальных, занимаются неблагоприятной деятельностью, которая не одобряется священными писаниями,

и обязательно будут деградировать вплоть до гуны невежества?

ОТВЕТ: Совершенно верно, именно так утверждают Веды, и насколько мне известно, все остальные истинные писания.

Человек совершает всю деятельность тремя разными способами:

1. Телом - руками, ногами, гениталиями, анусом. 2. Умом - размышляя, запоминая, перечисляя, воображая.

3. Речью - через разговор, пение.

Все ли типы деятельности также бывают в благости, страсти и невежестве.

ВОПРОС: А почему здесь не указан разум, разве мы не можем действовать разумом?

ОТВЕТ: Мы обязаны всегда совершать свою деятельность под руководством разума, однако сам разум только санкционирует действие и также часто принуждает к нему. Однако, непосредственно практическая деятельность в этом мире совершается только телом, умом и речью.

- Люди в невежестве для достижения своего счастья действуют в основном телом.

- Люди в страсти склонны больше работать умом (иначе денег не будет).

- Люди в благости действуют основным орудием разума - речью;

ВОПРОС: Выходит, что разумные люди могут только болтать

и больше ни на что не способны?

ОТВЕТ: Оказывается, речь - это самая главная форма деятельности. Человек, которого кормят за его нужные для всех советы, воистину полезен и незаменим. Мудрец любого, кто прислушается к его совету может одним словом помочь поменять всю жизнь. Однако, если мы думаем, что мудрые люди должны работать только лопатой, то в этом для него не заключается проблемы. Проблемы появятся только у нас. При таком нашем настрое, все мудрые люди пойдут туда, где в них нуждаются, и счастье также уйдет вместе с ними. Счастье живёт там, где люди действуют согласно писаниям. Глубоко понять писания могут только мудрые люди, поэтому без них не обойтись. Если правитель страны советуется в своей деятельности с отречённым от мирских дел мудрецом, то он быстро делает жизнь своих подопечных счастливой и никогда не совершает ошибок в своём правлении. Таково мнение Вед.

ВОПРОС: Если человек делает что-то руками, но всё это постоянно обдумывает, какой вид деятельности он совершает руками или умом?

ОТВЕТ: Люди в невежестве часто всё делают чисто автоматически, особенно если они совсем погружены в невежество и не интересуются выполняемым трудом. Страсть заставляет человека обдумывать выполняемое им действие. Ведь иначе не сделаешь качественно, и денег тоже не будет. Благостные люди, прежде чем трудится руками, сначала пытаются понять, согласуется ли эта деятельность с писаниями или нет. И только получив санкцию на деятельность от своего совестливого разума, благостный человек начинает обдумывать, как ему все это сделать, как настроиться во время деятельности. Только после этого он начинает трудиться. Таким образом, даже трудясь руками, он также постоянно занимает свой разум и ум.

ВОПРОС: Невежественные люди хоть когда-то используют свой разум?

ОТВЕТ: Как только деятельность становится связанной с наслаждением, невежественный человек немедленно включает свой заполненный эгоизмом до отказа разум, и это ему дает убеждённость, что он на верном пути. У человека в страсти разум пытается

включаться сам и говорить ему, как нужно житъ. Гуна страсти не уничтожает голос совести, а только пытается его заглушить. Поэтому страстный человек всегда находится перед выбором - или, задавив голос совести, начать увлекаться беззаконными делами, или голос совести просыпается и он, внутренне раскаиваясь, идёт в храм замаливать грехи. Если же ему всё это надоедает, то он выбирает - или совесть (и живёт в благости), или бессовестность (и живёт в невежестве). Таким образом, у невежественных людей разум полностью осквернён эгоизмом и включается, только когда нужно удовлетворить свой эгоизм. Люди в страсти тоже используют разум, когда им выгодно, и он, побуждаемый совестью, иногда пытается давать им нужные советы.

ВОПРОС; Выходит, у невежественного человека нет совести?

ОТВЕТ: Совесть есть у всех. Она исходит от Сверхдуши (божественного представительства, которое находится внутри тела любого живого существа). Однако, невежественный человек в свое время сильно желал не слушать голос совести. В результате он попадает под влияние гуны невежества. Когда на человека влияет преимущественно гуна невежества, то он полностью перестаёт слышать голос своей совести. Так ему становится легче жить в грехе. С этим явлением связан интересный феномен. Оказывается, невежественный человек всегда любые правдивые замечания (замечания, сказанные по совести) воспринимает очень болезненно. Даже лёгкий контакт со своей совестью для него мучителен и вызывает страдания. Голос совести призывает к расплате за грехи, поэтому грешному человеку так мучительно иметь с ним дело. Если же человек погрузился в гуну невежества до предела, то любые проявления совести (Сверхдуши) вызывают в нём неприкрытую ненависть.У таких людей одно напоминание о Боге или писаниях вызывает неприкрытый гнев. Именно поэтому их называют демонично настроенными или демоничными личностями.

ВОПРОС: А кто такие настоящие демоны?

ОТВЕТ: Веды описывают, что в нашей Вселенной есть такая форма жизни демоны. Живые существа рождаются в этой форме жизни только но одной причине - для них счастьем является ненависть к Верховному Господу. Они живут на демонических планетах

Вселенной. Голос совести в их понимании - это просто фантазии. Поэтому, чтобы упорядочить свою жизнь, они сами себе придумывают писания и законы.

ВОПРОС: А у нас на Земле тоже часто законы берутся не из писаний. 3начит ли это, что наша планета тоже демоническая?

ОТВЕТ: Нет, согласно Ведам, наша планета иногда попадает под влияние демонических и цивилизаций и на ней процветает деградация, а иногда начинает преобладать влияние высших сил. Однако, в любом случае, у нас на Земле всегда присутствуют мудрецы, которые хранят истинное знание. Например, один из них -это Шри Вьясадева, который живёт в Гималаях даже сейчас, в месте под названием Бадарикашрам. ВОПРОС: А как на него посмотреть?

ОТВЕТ: Высочайшее счастье посмотреть на него может получить только очень возвышенная личность. Например, мудрец Шри Мадхвачарья несколько раз ходил в это место и получал наставления от великого Шри Вьясадевы. Он хотел проконсультироваться с ним, как комментировать веды. Такие комментарии нужны, чтобы люди лучше смогли понять древние писания. Он консультировался с ним не случайно, ведь именно Вьясадева более 5100 лет назад записал ведическое знание, передававшееся до этого изустно. ВОПРОС: Разве человек может столько прожить? ОТВЕТ: Шри Вьясадеву нельзя назвать таким же, как мы человеком, так как он имеет отличную от нашей, более развитую форму жизни. Однако даже в человеческом теле ещё 10.000 лет назад можно было прожить 300 лет и более. Однако сейчас идёт всеобщая духовная деградация, и поэтому продолжительность жизни людей сокращается.

Факторы совершения действия

Органы деятельности

Все они описаны в «Шримад Бхагаватам» 2.9-17, это:

1) руки;

2) ноги;

3) желудок;

50

4) анус;

5) гениталии.

Предварительное действие

Оно состоит из:

1.Стимула к действию или вдохновения, размышлений, ощущений, желаний.

2.Тонкой формы деятельности или решения, принятого до начала действия.

Стимул к деятельности может прийти в ум снаружи, или изнутри.

Так, мы изучаем объекты наших желаний. Например, мы стоим возле прилавка. Что-то нам понравилось, и в результате появляется желание это приобрести. Сначала чувства соприкоснулись с каким-то предметом, затем появилось желание, после него следует размышление и наконец, в результате всего появляется вдохновение купить. Решение также зависит от нашего вдохновения. К тому же приходится ещё искать деньги и советоваться с родственниками. Если мы не понимаем всю серьёзность этих процессов, то есть вероятность, что захочется купить то, на что придётся тяжело и долго работать.

ВОПРОС; Что же за опасность состоит в том, что мне захотелось купить что-то полезное?

ОТВЕТ: Бывает так, что на первый взгляд полезная вещь вовсе не нужна. Тем более, если учесть, сколько труда нужно приложить, чтобы ее приобрести. Нужно знать, что часто бывает так, что сначала вещь очень сильно понравится, а затем мы убеждаем себя и близких в ее необходимости. Всё бы было хорошо, если бы она доставалась просто

так. Однако результатом наших материальных желаний всегда является надрывный труд для накопления нужных средств. Веды советуют нам стараться контролировать свои чувства и не быть рабом сильных материальных желаний, которые забирают столь дорогое время, необходимое для самоосознания.

Иногда бывает так, что человеку вроде бы ничего не нужно, но вдруг, неожиданно появляется какое-то сильное желание, которое вынуждает, нас совершить какой-то поступок. В этом случае желание исходит из глубины ума и всплывает оттуда вследствие влияния на наш ум судьбы. Так нам всегда приходится отвечать за свои прошлые желания.

Тонкая форма деятельности - это обдумывание действия. Если чувства чего-то хотят, но совесть это запрещает, то в уме происходит борьба между необузданными чувствами и разумом. Когда чувства побеждают и ум становится их рабом, то голос совести, приходящий в ум через разум, становится помехой.

Kapмa или судьба человека складывается из поступков. Ведическая наука детально объясняет механизм совершения любого действия и его последствия.

Итак, факторы, которые нужны для совершения любого действия, описываются в «Бхатавад Гите» 18.14-16:

«Поле деятельности (тело), лицо, совершающее действие, различные органы чувств, разнообразные виды деятельности и, наконец, Сверхдуша, всё это пять факторов, составляющих всякую деятельность».

«Всякое действие, праведное или неправедное, которое человек совершает телом, умом или речью, определяется этими пятью факторами».

«Поэтому того, кто считает себя единственным исполнителем действий и не учитывает эти пять факторов, нельзя назвать разумным человеком, способным видеть вещи такими, как они есть».

Таким образом, для совершения любого действия необходимы пять факторов:

1. Наше тело, которое для нас (для души) является полем деятельности ума и чувств. Также все, с чем соприкасаются тело, ум и речь человека является полем нашей деятельности. Например, если учитель даёт урок, то полем его деятельности являются слушающие ученики.

2. Лицо, совершающее действие, например Вы. 3. Различные органы чувств:

уши;

кожные рецепторы;

глаза;

язык;

нос.

4. Разнообразные виды деятельности, находящиеся в благости, страсти, невежестве или вообще вне гун. Например, правильное повторение Святых Имён Бога является духовной деятельностью и находится вне влияния гун материальной природы.

5. Сверхдуша или представительство Бога в нашем теле (Она пребывает в области сердца).

Нет такого действия, в котором бы не участвовали все эти пять факторов. Причём, самым незаменимым и поэтому главным фактором любой деятельности является Сверхдуша. Например, в нашем теле даже без нашего непосредственного (разумного) участия постоянно поддерживается жизнь. Другими словами, мы в основном не следим за своим дыханием и тем более за такими процессами, как обмен веществ в клетках. Это всё происходит под руководством Сверхдуши. Впрочем, любой деятельностью, которую мы совершаем, руководит Сверхдушa. Поэтому тех людей, которые считают себя единственными исполнителями всего, что с ними происходит. Веды называют неразумными. Часто мы думаем, что всё, что у нас в теле происходит, случается само собой, автоматически. На самом деле, все эти процессы полностью контролируются Сверхдушой, пребывающей в духовном теле в области нашего сердца. В этом мире ничего не происходит само собой, автоматически, всю деятельность материи нужно постоянно контролировать духовной энергией. Например, если Вы ведете машину и попытаетесь отпустить её, то сама она конечно поедет не по дороге, а в канаву.

ВОПРОС: А как увидеть Сверхдушу?

ОТВЕТ: Это можно сделать, только очистившись от всех грехов. Таким людям Сверхдуша обычно сама показывает себя. Тот, кто хотя бы один раз увидел Сверхдушу; уже не сможет привлечься ничем

материальным, так как все его существование переполнено духовным счастьем, в миллионы раз превосходящим любые наши обычные удовольствия,

ВОПРОС: Насколько я контролирую себя и свои поступки, и насколько - Сверхдуша?

ОТВЕТ: Всё, что находится в распоряжении души или нас, по праву принадлежит нам, и на это никто не покушается. Например, у нас есть полная свобода выбора, чего желать. Мы можем желать все, что угодно, полем деятельности Сверхдуши же является выполнение всех наших желаний и претворение их в жизнь. Мы пожелали жить в человеческом теле, и в результате Сверхдуша берёт на себя все вопросы по обеспечению его жизнедеятельности. Она желает его сделать здоровым и счастливым, однако, если мы в этом теле мешаем жить другим, то придётся болеть и нам. Допустим, мы, желая наслаждаться страданием кого-то, получили от Сверхдуши возможность совершить насилие. Однако тот человек, над которым было совершено насилие, испытал от этого страдания (он, конечно, заслужил это по судьбе, но нас этот факт не оправдывает). Дальше, так как у него тоже есть Сверхдуша, Она удовлетворяет и его недовольство по отношению к нам, и вынуждена поставить нас в ситуацию, где страдать будем уже мы. Так Сверхдуша удовлетворяет желания всех живых существ, и у них всех есть выбор - желать плохого или хорошего. Поэтому в материальном мире так много страданий.

ВОПРОС: Если Вы говорите, что в этом мире есть справедливость, то почему Сверхдуша не пытается помешать нам творитъ беззаконие, ведь Она всё это понимает?

ОТВЕТ: Всё как раз наоборот. Она постоянно пытается помешать нам делать глупости, и это называется голосом совести. Однако, так как мы в глубине души понимаем, что всё же свобода выбора остаётся за нами. В результате многие не только не слушают голос совести, но также пытаются его полностью задавить. То есть их желанием по отношению к Сверхдуше является просьба замолчать и дать им жить, как хочется. В результате у Сверхдуши нет выбора, Ей приходится замолчать.

ВОПРОС: Что, Она не может силой нас заставить понять, как желать своего счастья правильно?

ОТВЕТ: Она это делает с помощью справедливых законов этого мира. Если не хочешь слушать голос совести, то придется страдать. Так Она нас воспитывает.

ВОПРОС: А если ей это когда-нибудь надоест?

ОТВЕТ: Ей это никогда не надоест, потому что Сверхдуша - это и есть Сам Господь, помогающий нам жить. Он вечно является самым лучшим другом любого живого существа и будет всегда терпеть от нас любые унижения. То, что Господь - наш самый лучший друг, подтверждается в Бхагадад-Гите»9.18, где после смиренной просьбы Арджуны к Богу рассказать о Себе, Он открывает нам великиетайны:

«Я - цель и опора, повелитель и свидетель, обитель, прибежище и самый близкий друг. Я - созидание и разрушение, основа, всего сущего, место успокоения и вечное семя (потенция к жизни в материальном мире)».

Кроме того. Господь говорит, что если человек поймёт Его роли в этом мире, то он немедленно освободится от всех проблем, чувства несправедливости и достигнет полного умиротворения. Это сказано в «Бхагавад-Гите»5.29.

«Человек, который полностью развил в себе сознание Бога, который постит Меня как того, кому в конечном итоге принадлежат плоды всех жертвоприношений и аскез, как Верховного Господа всех планет и полубогов, блaгoдeтеля и дoбpoжeлaтeля вcex живых cyщecтв, такой человек избавляется от материальных страданий и достигает умиротворения».

Таким образом, Сверхдуша непосредственно участвует во всех наших действиях, непреклонно устанавливая тем самым закон справедливости. Те люда, которые думают, что они единолично все вершат в этом мире, несомненно, заблуждаются. Они усложняют себе таким пониманием жизнь.

ВОПРОС: Неужели нам нужно считать себя роботами. за которых всё кто-то делает?

ОТВЕТ: Нет, нужно просто понять, что мы, совершая действие, не

должны быть абсолютно уверены в его результате. Результат любого действия зависит не только от нашего труда в настоящем, но также и от наших поступков и желаний в прошлом. Поэтому Сверхдуша уже без нас, одна определяет результат, который мы должны получить. Конечно, наше желание при этом, несомненно, учитывается, но не всегда так, как нам бы хотелось. Например, если человек, совершая какое-то действие, чрезмерно жаден, то своей жадностью он создает психические беспокойства всем окружающим людям. Вследствии такого поведения человек может напрочь лишиться результата. Тот же эффект, если мы очень уверены в своих силах. Нас не вдет хороший результат. Таков закон судьбы. Однако это является причиной разочарования и мыслей о несправедливости этого мира. Например, если родители воспитывали своих детей с мыслями, что они вырастут и будут им во всём помогать, то после такого корыстного настроя им, по всей видимости, придётся разочароваться. Оказывается, будут дети помогать пожилым родителям или нет, зависит от того, насколько бескорыстно были настроены родители во время выполнения своих обязанностей. Если же с самого начала родители воспитывали их не для общества, а для себя, то в результате дети будут жить для себя. Так дети неминуемо оставляют родителей в одиночестве. Особенно плохо в этой ситуации бывает тем родителям, которые абсолютно уверены, что они заслужили помощь от своих детей. От такого настроя часто появляется сильная убеждённость, что в этом мире царит несправедливость. Это немедленно приводит человека под влияние гуны невежества и к дальнейшей деградации.

ВОПРОС: Как же правильно настраиваться, когда мы что-то делаем?

ОТВЕТ: Нужно всё делать для удовлетворения Бога и святого закона или, другими словами, из чувства долга. Понимая, что результат этой деятельности зависит не от наших желаний. Нужно действовать, желая только очищения сознания и обретения духовного знания. Также не следует забывать, что результат любой деятельности нужно желать не для себя, а для всеобщего блага.

ВОПРОС: Допустим, я работаю на заводе. Результат моей деятельности - это зарплата. Из ваших рассуждений вытекает, что я должен раздать свою зарплату и только тогда я буду счастлив?

ОТВЕТ: Не так-то все просто. Человек, умерший с голоду, вряд ли будет счастлив. Однако, если Вы понимаете, что всё, полученное Вами, нужно использовать правильно, то это и есть настоящее бескорыстие. Если Вы откажетесь обеспечивать необходимыми материальными благами себя и своих родственников, то вы не сможете быть здоровыми и полезными для общества. Таким образом, свою семью обеспечивать всем необходимым нужно. Однако, при этом требуется настраиваться так, чтобы всю энергию, которую мы всей семьей получаем как награду за деятельность, использовать только на благо людей.

ВОПРОС: Если у меня хватает денег только на то, чтобы обеспечивать семью пищей и одеждой, то как, извините, я смогу использовать свою энергию на общее благо?

ОТВЕТ: Я предполагаю, что у Вас действительно нечего дать. В этом случае Вашей энергией, направленной на всеобщее благо, может быть постоянное желание всем людям счастья или молитва. Такая деятельность ещё более благоприятна, чем просто раздавать своё имущество. Представьте, что сейчас все люда начнут желать друг другу счастья или в любое свободное время молиться - весь мир наполниться счастьем. Однако, жадине всегда нечего дать, и у него всегда найдется оправдание. Даже бедный, но не жадный человек способен найти что-то для другого. Однако, у корыстного человека не найдётся ничего, даже тёплого слова.

ВОПРОС: Если я не способен настраиваться на такой дух самопожертвования во время своей работы, то что меня ждёт?

ОТВЕТ: Вы попадёте под влияние гуны страсти и будете иногда испытывать счастье, а иногда страдания. Постепенно, в результате нарастающего влияния гуны страсти у Вас будет всё меньше времени на самоосознание и жизнь превратится в работу и отдых от работы, то есть станет очень обыденной и скучной. Затем от перегрузок появятся сильные болезни, и Вы будете тяжело страдать от корысти и несправедливости своих родственников и знакомых.

Для тех, кто не стремится к этому, рекомендуют серьёзно изучать, как правильно настраиваться во время своей работы. Нам нужно стать разумными и принять, что в этой жизни не всё зависит только от наших желаний. Лишь тот, кто будет систематически

изучать, как жить правильно, и начнет это внедрять на практике, действительно почувствует вкус счастья.

В «Бхагавад-гите», 18.18 описывается 3 фактора, мотивирующие деятельность:

«Знание, его объект и субъект (познаваемое и тот, кто обладает знанием) - таковы 3 фактора, мотивирующее деятельность, а чувства, действия и их исполнитель являются её составляющими».

Таким образом, все мотивы к деятельности, которые только могут быть, состоят всего из трех аспектов:

1. Знания, которое мы имеем.

2.Познаваемого (того объекта, к которому мы стремимся с целью получить счастье).

3. Субъекта познания (того, кто обладает знанием), т.е. нас с вами.

Всё наше знание находится в разуме и предназначено для поисков счастья. Познаем мы только то, что, по нашему мнению, приблизит нас к счастью.

ВОПРОС: А если приходится познавать то, что заставляют. Ведь никакого счастья от этого нет. Например, в школе.

ОТВЕТ: Вы правы, часто приходится что-то вынужденно изучать Однако, прежде чем это делать, у нас была свобода выбора - к какому счастью стремиться. В результате, в следующей жизни мы попадаем в тело ребёнка и до определённого возраста находимся в полной зависимости от обстоятельств, диктуемых окружающими людьми. Однако, нужно знать, что все эти обстоятельства возникают не случайно и являются результатом наших прошлых желаний и поступков. Если такого знания нет, то возникает ощущение несправедливости судьбы, которое не даёт спокойно жить. Чем к более блaгocтнoмy cчaстью cтpeмитcя чeлoвeк, тeм бoльшe пpoцecc пoзнaния радует его. У очень благостных людей детские годы проходят в счастливой атмосфере духовного познания.

Виды отречения от деятельности

ВОПРОС: А можно ли отказаться от деятельности, совершать которую вынуждают обстоятельства, но при этом нет никакого желания её делать?

ОТВЕТ: Если человек отказывается от той деятельности, которая продиктована его долгом перед людьми, то он будет за эта сильно страдать. В другом случае, отказ от ненужной никому, кроме нашего эгоизма, безнравственной деятельности, принесёт счастье. Всё это так. Но, тем не менее, существуют случаи, когда;

человек вправе отказаться от какой-то деятельности, чтобы заняться более полезной. Больше того, человек, достигший определённой степени совершенства, для дальнейшего прогресса вправе принять отреченный образ жизни. «Бхагавад-гита» 18.2 описывает два вида подобных поступков, не противоречащих писаниям:

«Господь, Верховная Личность Бога, сказал: Отказ от деятельности, направленной на удовлетворение материальных (корыстных) желаний, великие мудрецы называют жизнью в отречении (санньясой). А отказ от результатов всякой (материальной) деятельности они именуют самоотречением (тьягой)».

Два вида истинного отречения:

1) Отказ от деятельности, удовлетворяющей материальные (корыстные) желания. Такое отречение называется на санскрите «санньяси» (жизнь в отречении от материальной деятельности) или деятельностью, полностью посвященной обретению духовного знания.

2) Отказ от результатов любой материальной деятельности. Такое самоотречение называется санскритским словом «тъяга».

Отказ от деятельности или от её плодов - это тема серьёзного, обсуждения. Очень часто люди, неправильно понимая, что такое отречение, совершают в своей жизни серьёзные ошибки.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Практика учения

Исполняять свои обяз

News image

Лучше исполняять свои обязанности, пусть несовершенным образом, чем безукоризненно чужие. Выполняя предписанные обязанности, соответствующие его пр...

Реализовать себя

News image

Верховная Личность Бога сказал: O безгрешный Арджуна, я уже объяснил, что есть два класса люд...

Популярные статьи

Изначальная форма

News image

Увидев эту вселенскую форму, которую я никогда не видел прежде, я испытываю радость, но в то же самое время мой...

Бог Кама

News image

Ка ма (санскр.  «любовь», «чувственное влечение») — в древнеиндийской мифологии бог любви, сын Лакшми и Вишну. Изображается в виде крылатого юн...

Лакшми, дающая богатство

News image

Как вы думаете, кто самый богатый человек в Великобритании? Нет, не Абрамович … А сталелитейный олигарх Лакшми Миттал, бизнесмен с ин...

Индусские Боги

News image

Есть так много богов в Индуизме. Индусы полагают, что есть многократные Боги? Почему они поклоняются многократным богам? Есть 33 Девы (предугадывает), ко...

Философы и мыслители

Трансцендентальный Ом

News image

Из великих мудрецов Я - Бхригу; из вибраций Я - трансцендентальный Ом. Из жертвоприношений Я - пение святых имен (джапа), из неподвижного Я - Гим...

Шанкара (788 - 820 гг. н.э.)

News image

Шанкара (или Шанкарачарья) - индийский религиозный философ, реформатор индуизма. Синтезировав все предшествующие ортодоксальные (то есть признающие авторитет вед) системы, развил учение Адвайта-веданты (недвойственная, или недуальная Ве...