Споры вокруг природы религии цивилизации реки Инд |
Основа - Истоки индуизма |
Наиболее важной находкой является печать с изображением рогатого мужчины с тремя лицами и с восставшим фаллосом. Мужчину окружают козел, тигр, слон, бык, кобра и носорог. Это изображение идентифицируется с богом Шивой Пашупати, Повелителем животных. Однако это лишь предположение, поскольку других литературных доказательств нет. Основания для подобных предположений следующие: • Ведическое упоминание о фаллическом культе дасов имеет большое значение; лингам ассоциируется с Шивой в позднем индуизме. • Шива не входит в число ведических богов. Весьма привлекательно обосновать его существование как божества цивилизации долины Инда и его позднейшее включение в постведический брахманизм. Он является объектом внимания одной из главных книг Упаншиад, Шветашватары. • Культы плодородия имеют неарийское происхождение. Их существование можно объяснить как пережиток цивилизации Инда, и они ассоциируются с Шивой. • Ведические утверждения об уничтожении народа даса не выдерживают проверки данными археологических исследований. Далеко не все раскопки свидетельствуют об уничтожении дасов. Если имели место смешанные браки между арийскими воинами и женщинами Инда, что представляется вполне вероятным, логично допустить, что это привело к культурному синтезу. Такого рода экстраполяция является тем методом, который приходится использовать ученым, чтобы попытаться обнаружить природу религии цивилизации реки Инд. Если пойти дальше, традиция преданности любящему и милостивому Богу, бхакти, также не обнаруживается в Ведах. Впервые мы встречаемся с ней в Шветашватара-упанишаде, о которой говорилось выше. Есть искушение усмотреть в этом также наследие цивилизации Инда. Другие археологические данные породили аналогичные размышления. Обнаруженная при раскопках открытая площадка, которая могла служить местом для жертвоприношений, и статуи наводят на мысль о возможности храмового культа, который не практиковался арийскими кочевниками. Другой важной находкой стало открытие в Мохенджо-Даро огромной купальни. Весь комплекс, в котором имеются боковые комнаты со статуями, возможно, указывает на практику религиозных купаний с целью смыть пятна осквернения. Возможно, здесь тоже прослеживается связь с ритуалами культа плодородия: высказывались предположения, что комнаты использовались в целях культовой проституции. Более вероятной представляется связь с церемониальным значением воды для прибрежной цивилизации (той, что существует на берегу реки), которое является исключительно важным аспектом более позднего и современного индуизма. |
Читайте: |
---|