Межрелигиозный диалог |
Основа - Соприкосновения культур |
Важную роль в межрелигиозном диалоге, как показал 1993 г., — год Межрелигиозного диалога и сотрудничества, ставший таковым в связи со столетним юбилеем чикагского Парламента религий, — играет группа Брахма Кумарис. Группа организовала паломничество на гору Абу. Дом Всемирного сотрудничества в Лондоне - еще один значительный межрелигиозный центр в Великобритании. Подобные центры существуют и в других странах. Брахма Кумарис признает, что имеет индусское происхождение. Деятельность движения началась в 1930 г. в Хайдарабаде, провинция Синд. Оттуда, подвергшись преследованиям, его члены перебрались в Карачи и в конце концов к горе Абу в Раджастане, где и находится в настоящее время их штаб-квартира. Они придерживаются вегетарианского образа жизни, дают обет безбрачия; курение и алкоголь также запрещены. «Медитация — это и путешествие, и пункт назначения, она открывает тайны сознания, сокровища души и придает силы лучше понимать и эффективнее действовать в нашем взаимодействии друг с другом и с нашим драгоценным миром», -говорится в одной из брошюр движения. Брахма Кумарис действует в Организации Объединенных Наций через движение Всемирное сотрудничество за лучший мир. Из их печатных изданий явствует, что движение ведет работу в 55 странах мира, и, по оценкам независимых экспертов, число его членов достигает 250 тысяч человек. Индусское влияние прослеживается здесь в участии в нем индийцев и в манере одеваться многих его членов, а также в их убеждении, что мы живем в конце кали-юги, четвертой эры, или кальпы, индуизма, за которой последует новый Золотой век; кроме того, они верят, что человеческие существа — это души, а не тела, которые обретут ментальное единство с Богом: сознание души. Это движение уникально тем, что им руководит женщина. Оно ведет энергичную работу по улучшению природы индивидуумов и по созданию жизни, основанной на мире. Такого рода глобальная забота о благе человечества вылилась и в другую форму: заботу об окружающей среде. Индусы всегда учили единству жизни; человечество и окружающая среда - это одно целое. Другим международным движением является Миссия Рамакришны. Возможно, оно не добилось того успеха, на который надеялся его мечтательный основатель, но через центры Миссии и с помощью деятельности монахов, подобных Свами Бхавь-янанде, который умер в Англии в 1993 г., оно участвует в работе таких организаций, как Мировой Конгресс религий и Interfaith Network, Великобритания, напоминая людям о вере, об индусском учении и о том, что многие пути ведут к одной цели. Сэр Сарвепали Радхакришнан (1888—1975), профессор восточных религий и этики в Оксфорде и президент Индии с 1962 по 1967 г., был еще одним интеллектуалом, который донес до мира осознание глубины индуизма. В период между деятельностью в Оксфорде и президентством он представлял Индию в Организации Объединенных Наций. Возможно, этот краткий обзор, посвященный прямому или непрямому вкладу индуизма в западную жизнь и образ мышления, в какой-то степени противоречит образу, по-прежнему муссируемому средствами массовой информации, составленному на основе деятельности и образа жизни таких людей, как Бхагван Раджниш, чья благоговейная медитация и «оранжевые люди» (как называют его наиболее ревностных поклонников в связи с их манерой одеваться) были сенсацией в 70-х годах. Когда он умер в 1992 г., его движение было в значительной степени дискредитировано. |