Обучение врача |
Учение - Здоровье и взаимоотношения |
Качества Аюрведического врача-учителя: Настоящий учитель аюрведы должен уметь предоставить науку врачевания так, чтобы она стала легка и понятна ученикам, на всю их оставшуюся жизнь. Он должен быть сам искусен в методиках лечения и знаменит в соответствующих врачебных кругах. Он должен знать разнообразные науки и писания и уметь ответить на основные вопросы из разных наук. Его речь должна быть искусна и понятна. Он должен контролировать чувства, быть безупречен в поведении и внешности, умиротворенным и дружелюбным. Он должен относится к своим ученикам как отец к сыновьям и делиться с учениками своими мыслями, когда они ждут его указаний. Он должен проявлять сострадание к любому обратившемуся. Он должен уметь переносить лишения и боль. Качества ученика. В Сушрута Самхите описываются качества ученика, способного стать качественным врачом: Он должен быть рожден в хорошей семье, желательно в возвышенной преемственности и подходить по возрасту. Потомственные лекари назывались надья. Обучение в потомственной семье гарантировало понимание врачебных канонов и соответствующую практику с раннего детства. Стаж врача начинался с самого рождения, и такой врач считался наиболее опытным и авторитетным. Его отдавали в дом учителя (гурукулу) в 5 лет, в 10 лет принималось решение учить его врачебным наукам, а в 25 он выходил уже зрелым человеком с двадцатилетним опытом врачебной деятельности. Причем еще считался начинающим и незрелым помощником врача. Он должен иметь склонность к обучению, обладать ясным пониманием предмета, хорошей памятью и интеллектом. Для этого в раннем детстве проводили церемонию нама-караны, в которую входило определение профессиональных наклонностей ребенка. Для этого астролог располагал на подносе священное писание, золото, нож и коробку с кункумой. То, что выбирал ребенок, говорило о его склонностях. Если он выбирает писание, значит, он будет добродетельным и сведущим в писаниях, как брахман. Если он берется за нож, значит по природе ему характерны доблесть и благородство кшатрия, лидера. Если он тянется за золотом, значит быть ему богатым предпринимателем - вайшьем. Если он дотрагивается до кункумы, значит в его жизни не будет больших трудностей и несчастий. Он должен быть самоудовлетворенным, храбрым, сильным и энергичным. Он должен контролировать свои побуждения, быть чистым умом и телом. Качества будущего врача астрологи могли определить и по внешним признакам. Хорошо сложенное и крепкое тело, большой нос, тонкие пальцы, крепкие и здоровые зубы и губы, большие честные, разумные и здоровые глаза, тонкий, красный и чистый язык и ясный голос, нормально работающие все органы чувств, говорили, что у этого человека подходящая карма, чтобы лечить других. Он должен быть преданным, покорным, смиренным, простым и дисциплинированным, исполняя все указания своего учителя. Анекдот. После смерти св.Петр встречает благочестивого христианина у врат Рая. Св.Петр говорит: “Вот как у нас заведено. Ты должен набрать 100 очков в зависимости от добра, которое ты сделал в жизни, тогда ты будешь достоин войти сюда”. - “Хорошо” - сказал мужчина. - “Ну, прежде всего я был женат на протяжении 50 лет и верен все это время своей супруге”. - “Отлично” - отвечал св.Петр, - “Считай, что заработал 3 очка” - “Как, всего три?” - удивился мужчина. - “Ладно, я ведь ходил в церковь каждое воскресенье...” - Да, это тянет на два очка... - Ну, не знаю, что еще... Я много читал религиозной литературы и всегда старался помогать бедным... - Считай, что заработал еще одно. - Тогда не знаю. При таком раскладе только чудом Божиим я бы мог сюда попасть... - А вот теперь, ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ - радостно приветствовал святой Петр. Он должен знать санскрит, философию, грамматику и другие возвышенные науки, изучая их в уединении, показывая этим совершенство и свободу своего интеллекта от глупостей и догм. Современная наука славится догматизмом и круговой порукой. Особенно вредно это сказывается на методах излечения. По этой причине изучаемые предметы не ограничивались одной аюрведой, а захватывался целый спектр сопутствующих наук, от философии до математики. Это придавало ученику широту и ясность мышления. Способность оценить проблему разносторонне, применяя разные отрасли знания. История. Посадили пять обезьян в клетку, поставили лестницу и подвесили сверху банан. Обезьяны сразу полезли за бананом и тут их начали поливать холодной водой из шланга. Они немножко поостыли, но как только кто-нибудь лез за бананом, всех без исключения поливали холодной водой. Итак, получилось, что как только какая-нибудь обезьяна лезет за бананом, ее тут же другие начинают кусать и бить, потому что никому не хочется быть облитым холодной водой. Все сидят, банан висит, никто его уже не хочет. Убрали одну обезьяну из клетки, посадили новую. Та, ничего не подозревая, видит банан, ну и соответственно, лезет за ним. Тут ее начинают всячески избивать. В конце концов она успокаивается, и оставляет свои попытки. Заменили еще одну обезьяну. Новая обезьяна видит банан - лезет и, соответственно, получает взбучку. Причем, что самое интересное, та обезьяна, которую водой не поливали, тоже принимает участие в избиении. Заменили еще одну обезьяну, еще и еще... и вот что получилось: В клетке сидит пять обезьян, которых водой совсем не поливали, наверху висит банан, но никто его не хочет! Почему? Потому что так заведено! У ученика должно быть природное благородство, доброта, неспособность совершить подлость, чистота в поступках и привычках. Ученику следует избегать азартных игр, дневного сна, сплетен, излишним общением с противоположным полом, пением и танцами, игрой на музыкальных инструментах и бесцельными прогулками. Анекдот. Отец заметил как его сын с другими детьми о чем-то оживленно разговаривают на ступеньках дома. - Чем вы там занимаетесь, - спрашивает он. - О, пап, мы играем в церковь: немножко попели, послушали проповедь Джонни, а теперь вышли покурить. Настоящий ученик должен искать истину, быть предан истине и стремится понимать этот мир с точки зрения Абсолютной Истины. Зарисовка “две психологии”. ПСИХОЛОГИЯ СОБАКИ: “Мой хозяин так заботится обо мне, кормит, следит чтобы я гуляла - нет, наверное он - бог!” ПСИХОЛОГИЯ КОШКИ “Мой хозяин так заботится обо мне, кормит, следит чтобы я гуляла - все же наверное я - бог!” Ученик должен быть расположен к другим людям и склонен искать во всех существах прежде всего хорошие черты. Если качества ученика не соответствовали этим требованиям, будущий наставник имел право отказать ему в обучении. Обряд посвящения в ученики (Дарви Хома). Во время благоприятного периода времени ученик должен, соблюдая пост, совершить омовение и надеть шафрановые одеяния. Приготовление. Ученик должен принести дрова, гхи, сандаловую пасту, гирлянды, лампаду, траву куша, рис и благовония. Учитель сооружает арену для огненного посвящения. Она должна быть украшена с помощью всего того, что принёс ученик. Проведение такого огненного обряда и являлось посвящением в ученики. Учитель-брахман мог посвятить в ученики человека из любой варны, учитель-кшатрий мог посвятить кшатрия или вайшью. Вайшья мог посвятить ученика только своей варны. Аюрведе мог обучаться и шудра, если обладал необходимыми для этого качествами и усердием, и постоянно практиковал повторение ведических мантр. После обряда учитель просил ученика избегать похоти, гнева, жадности, невежества, эгоизма, грубости, скупости, лицемерия, праздности и других действий, осуждаемых праведными людьми. Процесс обучения. Не следовало начинать занятия в день новолуния, на восьмой день ущербной луны, в полнолуние или на закате или рассвете - в то время, когда день встречается с ночью (санкхья). Ученик должен был очистить тело водой, а сознание молитвой и сесть рядом с наставником, повторяя за ним цитаты из трактатов до тех пор, пока не запоминал их наизусть. Ученик должен был быть сосредоточен на учении; во время повторения он не должен был жестикулировать или делать излишние движения. Никому не следовало проходить между учеником и учителем во время занятий. История вместо заключения. Сложение чисел для учителя. Землевладелец нанял учителя математики для своего сна. Он платил ему пятнадцать рупий в месяц. Еще он выдавал ему на одежду и еду дополнительные пятнадцать рупий ежемесячно. С математикой у сына землевладельца было совсем туго. Поэтому учитель задавал ему много домашнего задания. Несмотря на то, что ученик просил учителя посчитать за него, тот обычно говорил: “Если я буду складывать за тебя числа, ты никогда не научишься делать этого. Лучше я покажу тебе метод, ну, в крайнем случае, я могу помочь, если у тебя уж совсем ничего не получится. Но ты должен сам сложить все числа”. Мальчик был предельно невнимательный и ленивый. Едва ли он питал какой-то интерес к математике, но под давлением родителей и учителя ему приходилось тренироваться в сложении и вычитании. Однажды он разговаривал с соседскими ребятишками. Он говорил так громко, что его слова услышал учитель. “Мой отец нанял этого бездельника учителя. Он платит ему пятнадцать рупий в месяц, а еще пятнадцать он выдает ему на еду и одежду! И что! Вы посмотрите, мне каждый день приходится слагать все числа самому. Я больше не выдержу; мало того, что на меня давят, так еще столько денег уходит на этого человека, а все числа за него мне приходится складывать! Зачем ему столько платят, если на самом деле это я слагаю все числа?” Комментарий Надо признать, что мы забыли о том, что занимаемся сложением для своего же блага, а благодаря служению возвышаемся мы, а не учитель. Учитель очень хорошо знаком со сложением. Мы практикуемся в сложении исключительно ради себя. Учитель занимает нас разным служением для нашего же блага и счастья. Те, кому безразлично собственное продвижение, думают, что все это служение предназначено для блага учителя. |
Читайте: |
---|