Monday 23rd of October 2017


Тема бхакти
Основа - Священные писания

тема бхакти

Однако дхарма — не единственный предмет обсуждения в Гите. Преобладает здесь тема бхакти, благоговейной преданности и любви к Богу. Кришна учит, что

Кто в час кончины, освобождаясь от тела,

Меня вспоминая, уходит,

Тот в Мою сущность идет…

Итак, непрестанно Меня вспоминай…

Сердце и разум ко Мне устремив, ты придешь ко Мне

Несомненно.

Эта идея развивается здесь глубже, чем в каком-либо из предшествующих писаний, поскольку Кришна говорит также:

Тот, кто находит убежище во Мне, пусть он будет низкорожденным (из низшей касты), даже женщина или шудра смогут следовать высшим путем.

Им достаточно просто принести цветок, самый верный знак любви в состоянии бхакти, чтобы Кришна принял их. Он предполагает, что браминам еще проще прийти к нему, давая понять, таким образом, что цель Гиты не в том, чтобы, предлагая освобождение, мокшу, каждому, подорвать порядок варны-ашрамы-дхармы.

В Бхагавадгите упоминаются слова санкхья и йога, две ортодоксальные школы философии индуизма, которые можно перевести как «теория» и «практика». Эти две системы тесно, если не сказать неразрывно, взаимосвязаны. Санкхья предполагает анализ реальности, йога открывает метод достижения цели. В Гите, как и в более раннем писании Шветашватара-упанишаде, санкхья-йога теистична. Учение и метод одобряются в Гите, однако цель — не уединение, но достижение стадии Брахмана, а «высший Брахман» - это Кришна.

Действие, карма, также является предметом обсуждения в Гите. Действий невозможно избежать, однако их нужно осуществлять без желания и посвящать Кришне в качестве своего рода жертвоприношения: в этом случае они принесут пользу тому, кто их выполняет. Сделанные на основе эгоистических побуждений, даже если они выглядят похвальными, действия не будут иметь благоприятных кармических последствий.

Так же естественно, как и тема действия, в диалоге, имеющем отношение к войне, происходит обсуждение судьбы души после смерти. Арджуну уверяют, что душа не умирает вместе с телом, но рождается заново. Перспективы ужасают:

Рождение следует за рождением в этом круге, что постоянно вращается. Злейших из людей, чуждых добру, одержимых ненавистью и жестокостью, Я всегда ввергаю в дьявольские лона. Они никогда не присоединятся ко Мне, и так пойдут самым низким путем.

Милость обретут те, кто нравствен и благоразумен, однако от человека требуется сделать усилие. Это утверждение сочетается с доктриной о предопределении, провозглашенном Кришной, когда он убеждает Арджуну участвовать в сражении. Судьба сражающихся предрешена; Арджуна здесь просто исполнитель божественной воли. Восхваляя преданность Кришне, автор Гиты затрагивает вопрос поклонения другим богам. Они истинны, однако в каком-то смысле занимают более низкое по сравнению с Кришной положение. Он говорит:

Кто поклоняется богам, непременно придет к этим богам, но кто любит Меня и поклоняется Мне, тот придет ко Мне.

Восприимчивый верующий, поклоняющийся любому богу, осознает, что в действительности поклоняется именно Кришне:

Те кто посвящают себя другим богам и, полные веры, приносят им жертвы, в действительности поклоняются.

Центр внимания Бхагавадгиты - Кришна, он основной участник и герой диалога. Защита дхармы - как бы подчиненная тема по сравнению с восхвалением преданности Кришне, что подразумевает соблюдение дхармы. Арджуна должен сражаться. Скрытой целью книги может быть отрицание атеистического буддизма, который разрешил царю Ашоке выбрать путь пацифизма и отвергнуть дхарму.

Большая часть популярной литературы написана в форме рассказов и стихов и служит источником материала для пьес и карнавальных представлений, которые часто исполняют во время праздников. Приведенные в текстах Смрити правила поведения для различных категорий людей могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Это позволяет индусам привести свою дхарму, или личный кодекс поведения, в соответствие с требованиями времени.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Практика учения

Путь освобождения

News image

Шримад Бхагаватам 7 песнь 14 глава Идеальная семейная жизнь шри-йудхиштхира увача грихастха этам падавим видхина йена ча...

Свобода от грехов

News image

Тот, кто знает Меня как нерожденного, как безначального, как Верховного Господа всех миров - сре...

Популярные статьи

Изначальная форма

News image

Увидев эту вселенскую форму, которую я никогда не видел прежде, я испытываю радость, но в то же самое время мой...

Бог Кама

News image

Ка ма (санскр.  «любовь», «чувственное влечение») — в древнеиндийской мифологии бог любви, сын Лакшми и Вишну. Изображается в виде крылатого юн...

Лакшми, дающая богатство

News image

Как вы думаете, кто самый богатый человек в Великобритании? Нет, не Абрамович … А сталелитейный олигарх Лакшми Миттал, бизнесмен с ин...

Индусские Боги

News image

Есть так много богов в Индуизме. Индусы полагают, что есть многократные Боги? Почему они поклоняются многократным богам? Есть 33 Девы (предугадывает), ко...

Философы и мыслители

Рамакришна. Великий Лебедь

News image

18 февраля 1836 г. в деревне Камарпукур, в районе Хугли в Бенгалии, у бедной брахманской четы — Кхудирама и Чандра-мани родился младший сын Гададхар Чаттерджи, ко...

Шанкарачарья - великий индийский Учитель

News image

Я подчиняюсь тебе, о Учитель, друг угнетенного мира, поток самоотверженной любви. Подними меня твоим путеводным светом, из которого течет нектар правды и милосердия, ибо я ут...