Учение Индуизма - Философия Индуизма - Дуалистическая система санкхьи
Tuesday 12th of December 2017


Дуалистическая система санкхьи
Учение - Философия Индуизма

дуалистическая система санкхьи

«Санкхья» означает «перечисление», вероятно, из-за детализированного подхода, с помощью которого учение анализирует человеческую личность, хотя оно и не является единственным в своем роде. Это дуалистическая система, которая теоретически обосновывает две конечные, или вечные, реальности: пурушу и пракрита. Причина боли заключается в том, что душа, или космический дух (пуруша), не тождественна телу, или материи (пракрити). Пуруша по существу свободен, но его сдерживают телесные оковы, что и является причиной страдания. Доказательство существования пуруши принимает форму осознания людьми состояния, которое выходит за границы чувственного опыта, и стремления к достижению такого состояния. Существование пракрити самоочевидно. Санкхья подразделяет пракрити на двадцать четыре части (двадцать шесть, если включать саму пракрити), наиболее важными из которых являются три гуны, или пряди, вроде тех, из которых сделан канат; они отвечают за тенденцию к развитию или изменению, которая характеризует пракрити. Как мы уже говорили, пуруша не порожден и не порождает, но пракрити, хотя и не была порождена, будучи вечной, порождает. Три гуны — это саттва, раджас и тамас. Саттва — это потенциальное сознание, добро, удовольствие, боль, смущение. Хотя саттва может характеризоваться как положительная, она тем не менее привязывает пурушу к таким вещам, как мудрость или радость, таким образом умаляя свободу. Раджас — это активность или страсть, деятельное начало в вещах. Раджас ведет к стремлению и желанию. Ташс — начало пассивное и отрицательное, ведущее к лености и глупости, что приводит к равнодушию и обману.

Освобождение достигается избавлением пуруши от влияния саттвы, раджаса и тамаса, которые обматывают душу, как веревка, или же держат ее в рабстве, как цепи. Избавившись от них, пуруша может наслаждаться кайвалъей, изоляцией, как одна монада среди многих.

Дуализм санкхьи заключается не в существовании добра и зла или реального и нереального, но в разграничении неизменного и постоянно меняющегося. Это атеистическая система, не предусматривающая некой внешней силы (Бога или Божьей милости), которая помогла бы процессу освобождения. Фактически, такая помощь сама по себе исходит от пракрити, которая ведет в конечном итоге к отрешенности и свободе.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Практика учения

Проповедь на уровне

News image

Цитата: Шримад Бхагаватам, 11 песнь, 23 глава, стих 42. Брахман говорил: Эти люди не являются причиной мо...

Долг родителей

News image

Самый древний в мире молочный коктейль Ссора - один из основных признаков нашего времени, и мы до...

Популярные статьи

Изначальная форма

News image

Увидев эту вселенскую форму, которую я никогда не видел прежде, я испытываю радость, но в то же самое время мой...

Бог Кама

News image

Ка ма (санскр.  «любовь», «чувственное влечение») — в древнеиндийской мифологии бог любви, сын Лакшми и Вишну. Изображается в виде крылатого юн...

Лакшми, дающая богатство

News image

Как вы думаете, кто самый богатый человек в Великобритании? Нет, не Абрамович … А сталелитейный олигарх Лакшми Миттал, бизнесмен с ин...

Индусские Боги

News image

Есть так много богов в Индуизме. Индусы полагают, что есть многократные Боги? Почему они поклоняются многократным богам? Есть 33 Девы (предугадывает), ко...

Философы и мыслители

Рамакришна и Вивекананда

News image

Чтобы понять послание Рамакришны и его интерпретацию Вивекананды, читателю необходимо иметь некоторое понятие об индуизме, т. е. о той религиозно-философской традиции, из которой вышли оба мы...

Трансцендентальный Ом

News image

Из великих мудрецов Я - Бхригу; из вибраций Я - трансцендентальный Ом. Из жертвоприношений Я - пение святых имен (джапа), из неподвижного Я - Гим...