Дуалистическая система санкхьи |
Учение - Философия Индуизма |
«Санкхья» означает «перечисление», вероятно, из-за детализированного подхода, с помощью которого учение анализирует человеческую личность, хотя оно и не является единственным в своем роде. Это дуалистическая система, которая теоретически обосновывает две конечные, или вечные, реальности: пурушу и пракрита. Причина боли заключается в том, что душа, или космический дух (пуруша), не тождественна телу, или материи (пракрити). Пуруша по существу свободен, но его сдерживают телесные оковы, что и является причиной страдания. Доказательство существования пуруши принимает форму осознания людьми состояния, которое выходит за границы чувственного опыта, и стремления к достижению такого состояния. Существование пракрити самоочевидно. Санкхья подразделяет пракрити на двадцать четыре части (двадцать шесть, если включать саму пракрити), наиболее важными из которых являются три гуны, или пряди, вроде тех, из которых сделан канат; они отвечают за тенденцию к развитию или изменению, которая характеризует пракрити. Как мы уже говорили, пуруша не порожден и не порождает, но пракрити, хотя и не была порождена, будучи вечной, порождает. Три гуны — это саттва, раджас и тамас. Саттва — это потенциальное сознание, добро, удовольствие, боль, смущение. Хотя саттва может характеризоваться как положительная, она тем не менее привязывает пурушу к таким вещам, как мудрость или радость, таким образом умаляя свободу. Раджас — это активность или страсть, деятельное начало в вещах. Раджас ведет к стремлению и желанию. Ташс — начало пассивное и отрицательное, ведущее к лености и глупости, что приводит к равнодушию и обману. Освобождение достигается избавлением пуруши от влияния саттвы, раджаса и тамаса, которые обматывают душу, как веревка, или же держат ее в рабстве, как цепи. Избавившись от них, пуруша может наслаждаться кайвалъей, изоляцией, как одна монада среди многих. Дуализм санкхьи заключается не в существовании добра и зла или реального и нереального, но в разграничении неизменного и постоянно меняющегося. Это атеистическая система, не предусматривающая некой внешней силы (Бога или Божьей милости), которая помогла бы процессу освобождения. Фактически, такая помощь сама по себе исходит от пракрити, которая ведет в конечном итоге к отрешенности и свободе. |
Читайте: |
---|