Восемь ступеней |
Учение - Философия Индуизма |
Понятие санкхьи в Шветашватара-упашшаде и Бхагавадгите можно перевести как «теория» или «знание». В самых ранних из прослеживаемых источников Бог не присутствует, и точно так же нет никаких советов о том, как может быть реализована кайвалья. Традиционно путь к освобождению пролегал через сочетание анализа санкхьи с практикой йоги, для чего последняя обеспечивается метафизической основой, хотя среди шести школ астики йога занимает отдельное место. В своей теистической форме санкхья добавляет к пракрити двадцать шестую категорию — Ишвару, Господа. Однако и в теистической форме санкхья учит цели достижения кайвальи, а не единения с Ишварой, который сам по себе отрешен, как об этом говорится в Йога-сутре: Концентрация достигается преданностью Ишваре. Ишвара — это особая ипостась Пуруши, которой чужды несчастье, карма, плоды или надежды. В нем произрастают семена всезнания. Он — гуру древних, неподвластных времени. Он просто объект поклонения или фокус медитации. Такой Господь очень сильно отличается от развившейся в средневековье тантрической йоги, где пуруша (мужское начало) становится Шивой, а пракрита (женское начало) становится либо Шакти, либо Повелителем Гиты, Кришной, который предполагает скорее объединение, а не изоляцию. Йога — это средство достижения освобождения. В своем неосвобожденном состоянии пуруша оказывается подверженным воздействию малейших изменений в теле, смене настроений и влияниям, вызванным напряжением между тремя гунами. В действительности он свободен, но эта свобода должна быть реализована на практике. Категории, упомянутые в санкхье, должны находиться под контролем, их влияние должно быть устранено. Это осуществляется через процесс, который требуется выполнять неукоснительно. Философ Патанджали описал восемь ступеней, или ветвей (анга), которые необходимо пройти. |
Читайте: |
---|