Учение Индуизма - Практика - Наука взаимоотношений
Friday 29th of March 2024

Наука взаимоотношений
Учение - Практика

наука взаимоотношений

СОВМЕСТИМОСТЬ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ В В ВЕДИЧЕСКОЙ АСТРО-ПСИХОЛОГИИ

Семинар, который мы будем разбирать, предназначен для понимания взаимоотношений между всеми живыми существами и, в частности, речь будет идти о проблеме совместимости людей в ведической культуре. Наверняка все уже заметили, что далеко не с каждым человеком можно построить хорошо развивающиеся взаимоотношения? Так оно и есть. Мы все разные, и взаимоотношения между нами тоже носят различный характер. Мы все личности, и взаимоотношения между нами тоже имеют личностную природу. А это значит, что они могут быть дружественными, нейтральными и напряжёнными. В каких-то случаях уровень взаимоотношений предопределён совместимостью наших характеров, что называется прарабдха-карма, а в каких-то случаях мы сами прикладываем усилия, чтобы отношения заняли определённую стадию развития, эта ситуация носит название крияман-кармы.

С одной стороны, на тему совместимости рассказано слишком много страшных историй, например, когда в ведических трактатах у влюблённых находили несовместимость, и свадьба расстраивалась, а с другой стороны, всё обстоит не так уж печально, так как действительная несовместимость носит название непереносимости и встречается только в 3% случаев. Поэтому до сих пор в некоторых восточных странах процент разводов и составляет положенные 3%, как и должно быть по науке взаимоотношений. Однако давайте не будем торопиться и разберём всё по порядку.

Как стать хорошим человеком?

Да, нам очень хочется развить со всеми хорошие отношения, нам хочется стать замечательными, духовно развитыми людьми. Но что это означает в действительности? Через некоторые законы природы мы не можем просто так переступить. Чудо – это прерогатива Бога, а не человека. Поэтому следует понимать, что с точки зрения совместимости хорошие отношения с человеком – это не просто дружеские и не просто любовные отношения в нашем современном понимании дружбы и любви, а это НЕ УХУДШАЮЩИЕСЯ отношения. Свой естественный уровень отношения занимают сами, без нашего на то согласия, а вот поддерживать их на этом уровне и не позволять им ухудшаться – уже сугубо наша прерогатива.

Мне очень хочется встать над законами (гунами) материальной природы и полюбить всех живых существ этого мира как детей Бога. Но когда я начинаю делать это на практике, оказывается, что моё представление о мире взаимоотношений носит немного сентиментальный характер. Моя любовь вдруг превращается в насилие или наказание...

Начать говорить о том, что мы все должны любить друг друга – очень легко, но начать делать это в реальности нашего мира – вот что для нас сейчас является настоящей проблемой. Посмотрите, какая проблема стояла в Бхагавад-гите перед Арджуной? Он хотел любить всех своим способом, сидя под деревом в лесу, подальше от битвы на Курукшетре, но Бог вывел его из иллюзии, объяснив, что этот способ в данном случае не подходит. В этом принцип любви: она требует изменения поведения в соответствии с ситуацией, поэтому любовь так интересна. Всё может измениться в одну секунду... Замечали?

Волшебство любви

И вообще, любовь находится на уровне чуда, поэтому любовь можно понять только как божественную энергию. Любовь – чудо, потому что она находится над этим миром, над законами (гунами) материальной природы. Только посмотрите на одно из определений любви: в любви я каждого люблю больше, чем всех остальных... Маму я люблю больше, чем всех остальных, и папу я тоже люблю больше, чем всех остальных, и жену я люблю больше, чем всех остальных, и дочку, и учителя, и всех, всех, всех... Чем больше вы будете думать над этими словами, тем больше будете понимать божественное происхождение любви как таковой.

Поэтому мы обратимся за помощью к Бхагавад-гите, чтобы понять, как правильно воспринимать мир с точки зрения взаимоотношений. В комментарии к 22-25 стиху 14 главы Шрила Прабхупада открывает концептуальный секрет, позволяющий занять в этом мире спокойное положение. Он говорит, что нужно освободиться от желания наслаждаться материальным телом, равно как и от желания избавиться от него. В нашем случае это означает, что в отношениях мы должны перестать требовать от других удовлетворения своих желаний, мы должны перестать думать о других как о тех, кто должны нас наслаждать всеми доступными способами, и в равной мере мы должны избавиться от желания остаться в одиночестве, поняв, что теперь нечего ждать от тех, кто меня окружает. Отказ от отношений, которые больше не приносят много радости, – подобно убийству коровы, которая больше не приносит много молока! Это греховное мышление человека нашего времени, которого в ведах называют кали-чела , что очень похоже на по-кале-ченного.

Формы неправильных взаимоотношений

Фактически, неправильное отношение к живым существам, а точнее, даже неправильное отношение к Богу, и называется кармой. Этих неправильных взаимоотношений может быть 8 400 000, что заставляет нас получать последствия нашей кармы в виде материального тела определённой формы. Так на свете появляется такое разнообразие живых существ. Это всё последствия неправильных взаимоотношений. И по самому телу можно понять, чем человек занимался в прошлой жизни, так как наше сегодняшнее положение построено на основе наших конкретных поступков в прошлом. Хотите немного узнать об этом?

В современном мире возникла огромная проблема с психическими расстройствами, но ведические специалисты по карме, астрологи знают причину этой проблемы. Слабоумие – это не что иное, как последствие, пришедшее за убийство коровы. Кроме того, мудрецы испокон веков предупреждали людей, где прячется неудача в этом мире. Они объясняли закон кармы, который гласит, что человек, питающийся мясом, обязательно рождается неудачником, и все, что бы он ни предпринимал, будет очень тяжело осуществить. Современный человек постоянно жалуется на то, какая у него тяжёлая жизнь. Когда я говорю, что жизнь стала тяжёлой, это переводится: как неправильно я вёл себя в жизни прошлой. Кстати, если человек рождается нищим, значит, он воровал в своей прошлой жизни.

Пьяница или наркоман будет наказан плохими зубами, а оставление на кладбищах водки на могилах родных приводит, ни больше, ни меньше, к появлению прыщей. С едой вообще следует вести себя крайне аккуратно, так как, например, воровство еды приводит к рождению в теле крысы. А стать всеми сейчас любимой птицей павлином можно очень простым способом: украв немного овощей. А в случае с обезьянами ещё проще догадаться, за что можно получить такую глупую форму: конечно же, за воровство фруктов. Кстати, если человек не молится перед едой, он рождается вороной.

Не хочу никого пугать, но карма, которую каждый заслужил – хорошая или плохая – неизбежно должна быть выстрадана. Невыстраданная карма не исчезает даже за десять миллионов столетий. Не бойтесь, решение этой проблемы всё-таки есть, и мы его обязательно найдём.

Жизнь – это постоянный поиск баланса

На протяжении всей своей жизни человеку надо наладить сбалансированные отношения в трёх направлениях. Надо наладить отношения с природой, людьми и Богом (своей собственной душой). Не зря же говорится, что природа – наша мать. Так оно в действительности и есть. Пока мать-земля, первая женщина, не будет счастлива, как можно ожидать, что будут счастливы те, кто находятся под её покровительством? Мы все – дети матери-земли, а это значит, что ей очень не нравится, когда её дети начинают ссорится. Как может мать быть счастлива, если её дети ненавидят друг друга или, не дай Бог, хотят друг друга убить? В народе говорят, что если долго топать ногами и орать на всех окружающих, можно даже вызвать локальное землетрясение....

Наладив взаимосвязи с природой, надо установить хорошие отношения с людьми. Это значит, что необходимо развивать понимание нашей родственной природы, необходимо избавляться от врождённого эгоизма. Как это происходит? Сначала уровень моего эгоизма максимален, и я думаю только о себе. Для меня важно то, что касается только меня. Я живу для себя самого, но это в действительности и не жизнь, это форма смерти, духовная кома. Такая жизнь ничем не отличается от смерти.

Затем я начинаю заботиться не только о себе, а о всей своей семье, но делаю я это тоже из-за эгоистических побуждений. Я понимаю, что одному в этом мире счастливым не стать, поэтому нахожу ещё одного человека с такими же взглядами на жизнь и создаю с ним своё собственное, эгоистическое счастье. Достижение счастья в рамках своей семьи – это тоже форма эгоизма, а значит, и форма одиночества. Жизнь только ради семьи не делает человека счастливым, зачастую это делает его ещё более несчастным, так как эгоизм-то никуда и не делся. Это похоже на то, как увеличивается наказание за преступление, если преступник действовал в сговоре с другими. Поэтому эгоистически настроенная семья – это не просто семья, это групповое преступление, это социальная банда.

Сознание должно расшириться до понимания, что весь мир – моя семья, и я должен жить и работать для того, чтобы весь мир стал счастливее, а не только я один. У меня должно появиться желание заботы о всех живых существах. Я работаю для того, чтобы позаботиться о других, я создаю семью, чтобы легче было заботиться о других, я рожаю детей, чтобы воспитать их в духе заботы о других. Когда я забочусь о других – это называется развитием, деревце моей жизни растёт вверх и достигает счастья, добравшись до неба и солнца. А когда я забочусь только о себе, я росту сам в себя, я росту внутрь, а это уже называется опухоль, рак души. Я не развиваюсь, я не расту, а съедаю сам себя.

Да, семья подразумевает достижение индивидуального счастья, но это возможно только в том случае, если семья создаётся ради совместного служения обществу, ради развития сознания, ради духовного прогресса. Семья похожа на костёр. И если муж и жена эгоистичны, они быстро сжигают все дрова, которые у них есть. Костёр быстро тухнет и остаётся только одна зола. Так отношения съедают сами себя. Поэтому необходимо приносит домой дрова извне. И муж, и жена должны действовать на благо окружающих и приносить домой то счастье, которое они получили в процессе заботы о других. Это внешнее счастье и будет дровами, которые позволят костру семьи гореть непрерывно. В этом секрет семейной жизни.

И наконец, кроме заботы о природе и людях, человек должен позаботиться о своей собственной душе. Это значит, что он обязан установить баланс между четырьмя аспектами человеческой жизни: физическим, социальным, интеллектуальным и духовным.

Физический аспект

Физический аспект даёт возможность сознанию развиваться, не отвлекая его на боль. Кто сможет слушать сегодняшнюю лекцию, если у него разболится зуб? Никто! В здоровом теле – здоровый дух. Но это не значит, что здоровья достаточно, чтобы сознание развивалось, это только условие, при котором развитие будет происходить быстро и легко.

По поводу здоровья человек должен понимать несколько простых вещей. Первая идея такова: большинство проблем, которые могут возникнуть, связаны с нашим питанием. Поэтому, наладив свою диету, можно быть уверенным, что мы сделали всё, что от нас зависит, а остальное уже в руках судьбы-матушки, которая всё рано имеет на нас свои собственные планы. И эти планы не всегда совпадают с нашими. Поэтому второй аспект здоровья состоит в смирении человека, в его готовности принять любые повороты своей жизни, какими бы они ни были. Это исключает все остальные заболевания, причиной которых является нервная неуравновешенность.

Социальный аспект

Социальный аспект также необходим для быстрого развития. Если у нас плохие отношения дома, если нас ждут ненавидящие родные или муж, который постоянно пытается ударить по лицу, если мы не знаем, что сейчас дома вытворяют наши дети, или кто-то пытается нас всеми силами подсидеть на работе, в таких условиях мы тоже не сможем сосредоточиться на сегодняшней лекции. Сознание будет постоянно отвлекаться на проблемы в отношениях. Поэтому для того, чтобы развитие протекало гладко, необходимо постоянно что-то делать ради улучшения отношений со всеми окружающими.

Социум – это большая печка, которая согревает всю нашу жизнь. Мало топить только маленькую печку своей семьи, необходимо вкладываться и в более открытые системы, от которых зависит наша социальная активность. Причём современный человек зачастую проводит больше времени в социуме, чем в семье. Работа, дорога на работу, магазины и т.д. отнимают уйму времени, а домой человек приходит, в основном, чтобы поесть и заснуть под разговоры о том, где взять денег на очередную покупку. Конечно, это грустно, но если социальные отношения позитивны и хотя бы понемногу улучшаются, всё это можно терпеть, а при хорошем развитии это может сделать жизнь весёлой и приятной.

Принцип грамотно построенных отношений таков: из дома не должно тянуть побыстрее на работу, а с работы не должно тянуть побыстрее домой. Человек должен чувствовать, что он одинаково хорошо себя чувствует во всех социальных прослойках общества.

История

Эта история об известном человеке Панчанане. Когда он был ещё маленьким ребенком, примерно 4 года от роду, он любил бегать по деревне голым, поэтому он получил прозвище голый Панчо . Он вырос и пошел в среднюю школу, став лучшим учеником в своем классе. Все люди говорили: О, этот Панчанан, он лучший ученик, он был лучший на государственном экзамене! Но группа завистников сказали: А, как он может быть лучшим? Он был в нашей деревне голым ребенком, бегавшим повсюду. И вы говорите нам, что этот ребенок стал лучшим? Затем он пошел в университет и получил высшее образование. Далее он получил степень судьи и утвердился в адвокатуре как адвокат первого класса. Тогда некоторые люди сказали: Посмотрите! Панчанан стал адвокатом первого класса. Он лучший в своём круге . А завистливые люди сказали: А, как он мог получить эту степень? Он, должно быть, обманул на экзаменах. Он же бегал голым по деревне . Затем, наконец, его кандидатура была выдвинута на место судьи, и вскоре он стал Главным Судьей Верховного Суда. Некоторые люди сказали: Посмотрите! Этот Панчанан, такой важный человек, он добился такого успеха . А завистливые сказали: Он? Не может быть! Он же бегал голым в нашей деревне! Как он мог стать Главным Судьей? Даже если он является таковым, ему, скорее всего, не платят зарплату . Он просто не может быть достаточно квалифицированным для этого! И до сих пор завистливые люди помнят четырехлетнего голого мальчика, играющего в грязи.

Так что не запоминайте, кто и где бегал голым в детстве, и сами не бегайте без штанов на людях...

Интеллектуальный аспект

Интеллектуальный аспект развития сознания отвечает за углубление нашего мировоззрения. Это позволяет нам не стать циником, не разочароваться в жизни, в людях, в духовном росте. Если постоянно не переосмысливать своё понимание мира, ничего, кроме депрессии, ожидать не следует. Причём переосмысление должно происходить не раз в 10 лет и не раз в год, а минимум один раз в день, а в самом лучшем варианте – аж 3 раза в день. Время для переосмысления называется санкхья , оно специально предназначено для медитации. Даже в материальном плане это время не предназначено для физической активности и признано неэффективным. Это время наступает в 6 утра, 12 дня и 6 вечера.

Первая медитация проходит сразу после пробуждения. Человек должен зарядиться высокой идеей. Он должен прожить день на основе какой-то концепции, которую он мог бы осуществлять в течение всей своей деятельности. Жизнь без идеи не наполняет сердце счастьем. Мы должны каждую минуту проверять какую-то мудрость каждым своим шагом. Это и есть наш духовный рост. Мало владеть информацией, надо научиться её применять в своей собственной жизни. Поэтому положите с вечера у кровати книгу мудрости и начните день, прочитав пару страниц, запомнив пару цитат, задумавшись о глобальной идее. Это позволит использовать время до обеда самым наилучшим образом. С 6 до 12 я потрачу целых 6 часов на то, чтобы стать мудрее.

Но к обеду моё сознание расслабится от усталости, и я забуду обо всём, что прочитал утром. Поэтому в обед надо отдохнуть, перекусить, но не только пищей материальной, но и пищей духовной. Опять необходимо провести некоторое время в медитации на мудрость. Это восстановит сбившиеся сознание и вернёт меня в русло самоосознания. Так я смогу ещё 6 часов развиваться, медитируя на слова мудрецов, на Абсолютную Истину. Надо постоянно держать себя в руках, а значит помнить философское предназначение сегодняшнего дня, которое я получил в результате утренней концентрации.

И, как вы понимаете, к 6 вечера опять моё сознание выйдет из-под контроля, поэтому необходимо снова вернуть его в возвышенное настроение, иначе я не только забуду об идее, которую я проверял целый день, но ещё и аннулирую всё, чего достиг, войдя в состояние усталости, грубости, раздражения и злости. Я должен провести вечер в добром и миролюбивом настроении. Это возможно только в том случае, если я вспомню об этом перед тем, как встречусь со своими родственниками. Вечерняя медитация – самая важная, она сохраняет то, что мы достигли в течение всего рабочего дня.

Но и это ещё не всё, самое интересное происходит перед сном. Необходимо задействовать для развития сознания и ночное время. Для этого надо сделать две вещи. Во-первых, надо опять немного набраться мудрости из книги, которая лежит под нашей подушкой, а во-вторых, надо записать то, что я понял в течение всего дня, повторяя ту идею, которую получил утром, размышляя над словами мудрости. Это и есть истинное предназначение дневника. Настоящий дневник – это философский дневник. Он позволяет нам совершить небольшое чудо. Что за чудо?

Чудо состоит в том, что, проснувшись утром, как правило, мы ничего не помним и начинаем жизнь с нуля. В результате мы теряем способность развиваться, так как жизнь разбивается на несвязанные между собой дни. Да, в них что-то происходит, но мы никак не можем это связать в единое целое. Но проснувшись утром и прочитав то, что я понял вчера, на чём остановился в своём развитии, я могу связать вчерашний день с сегодняшним и начать развитие не с нуля, а с того уровня, на котором я остановился вчера. Так жизнь связывается в единую цепь, с помощью которой я могу вытянуть свою жизнь на самый верх миропонимания. Йога делает меня целостным, собирая в единое целое сознание, разорванное на куски отдельно взятых дней, никак не связанных между собой. Вот такое волшебство!

Духовный аспект

И наконец, остался духовный аспект, в котором тоже надо навести порядок, понимая, что нет смысла прожигать свою жизнь, не задумавшись об истинном значении рождения, жизни, смерти, о своём предназначении, о души и о Боге. Чем возвышеннее цель жизни, тем возвышеннее поведение. Хочешь прожить жизнь достойно – поставь перед собой достойные цели. И духовность задаёт самый высокий критерий жизни, так как ставит самые высокие цели. Хотя бы ради этого стоит уважать духовные принципы жизни.

И все эти вышеперечисленные четыре аспекта должны находиться в балансе. Если в жизни возникает проблема, трудность или конфликт, значит, в этой системе нарушен баланс. О чём-то мы забыли, а в чём-то перетрудились. Нарушение баланса называется фанатизмом и не приводит ни к чему хорошему. Поэтому жизнь – это постоянный поиск баланса. Мы должны очень аккуратно наблюдать за тем, что происходит в нашей жизни, и, заметив негативное, стараться сбалансировать свою жизнь так, чтобы развитие шло легко и приятно. Помните: баланс – это жизнь, а потеря баланса – смерть. Проходив всю жизнь с шестом, канатоходец может всего один раз потерять баланс, но этот один раз будет для него последним...

История

Примерно 1 000 лет назад мусульманский правитель в Индию с огромной армией, состоявшей из сотен и тысяч человек из Персии. В стране, которая сегодня называется Пенджаб, жил царь с очень маленькой армией, но кшатрии (воины), составлявшие его армию, были настолько могущественны и преданы Богу, что они останавливали армию мусульманского правителя семнадцать раз. Мусульманская армия была огромной, а индийская армия была очень маленькой. Но индийская армия состояла из столь решительно настроенных кшатриев, что все семнадцать раз они отражали нападения мусульманского правителя. Каждый раз они брали в плен мусульманского правителя и каждый раз отпускали его. Индийский царь был очень сострадателен, и каждый раз он говорил: Хорошо, я не буду убивать тебя. Ты можешь идти .

Мусульманский правитель заключил договор с другим индийским царём, и вместе они одержали победу над первым индийским царем. Так мусульманский правитель пленил индийского царя. Он сказал ему: Я не совершу ту же ошибку, которую сделал ты. Я не отпущу тебя, я отрублю тебе голову. Однако я слышал, что ты очень искусный стрелок и можешь сразить стрелой голубя на расстоянии 100 метров с завязанными глазами. Просто по звуку крыльев этого голубя ты должен выстрелить в него из лука со 100 метров. Если ты сможешь на самом деле показать это, я сохраню тебе жизнь .

Пленённый индийский царь не верил ему, но все же ответил: Хорошо. Я должен сделать то, о чем просит победитель . И они отправились на огромную арену стадиона. Там собрались тысячи и тысячи людей. Индийский царь с завязанными глазами стоял на одной стороне стадиона, а в ста метрах от него находился заключенный в клетку голубь. Пленённый царь сказал : Чтобы я смог убить этого голубя, ты должен сказать мне, когда будет открыта клетка. Тогда я смогу выстрелить в голубя . Мусульманский правитель согласился и, когда на другой стороне поля была открыта клетка и голубь вылетел, он сказал: Голубь вылетел . Индийский царь, у которого были завязаны глаза, услышав его голос, повернулся и выстелил мусульманскому правителю в сердце. Мусульманский правитель сделал всего одну ошибку, выдав себя голосом, и тогда просто услышав несколько звуков, индийский царь пронзил ему сердце стрелой.

Как это связано с семейной конфликтологией? Самым прямым образом, так как именно семейная жизнь показывает человеку необходимость баланса и сразу указывает ему на все ошибки и недочёты. Поэтому теперь мы можем приступить к пониманию семейной совместимости.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Практика учения

Концентрация

News image

Концентрация в Ведических трактатах Цитата: Шримад Бхагаватам, 11 песнь, 23 глава, стихи 45-46. 45. Милостыня, предписанные обязанности, со...

Контроль ума

News image

ТЕКСТ 5 уддхаред атманатманам натманам авасадайет атмаива хй атмано бандхур атмаива рипур атманах ПЕРЕВОД С помощью ума человек должен освободиться из ма...

Популярные статьи

Изначальная форма

News image

Увидев эту вселенскую форму, которую я никогда не видел прежде, я испытываю радость, но в то же самое время мой...

Бог Кама

News image

Ка ма (санскр.  «любовь», «чувственное влечение») — в древнеиндийской мифологии бог любви, сын Лакшми и Вишну. Изображается в виде крылатого юн...

Лакшми, дающая богатство

News image

Как вы думаете, кто самый богатый человек в Великобритании? Нет, не Абрамович … А сталелитейный олигарх Лакшми Миттал, бизнесмен с ин...

Индусские Боги

News image

Есть так много богов в Индуизме. Индусы полагают, что есть многократные Боги? Почему они поклоняются многократным богам? Есть 33 Девы (предугадывает), ко...

Философы и мыслители

Шанкара (788 - 820 гг. н.э.)

News image

Шанкара (или Шанкарачарья) - индийский религиозный философ, реформатор индуизма. Синтезировав все предшествующие ортодоксальные (то есть признающие авторитет вед) системы, развил учение Адвайта-веданты (недвойственная, или недуальная Ве...

Рамакришна и Вивекананда

News image

Чтобы понять послание Рамакришны и его интерпретацию Вивекананды, читателю необходимо иметь некоторое понятие об индуизме, т. е. о той религиозно-философской традиции, из которой вышли оба мы...