Дети солнца |
Индуизм - Кастовое общество |
Система каст действовала в Индии больше трех тысячелетий. В середине прошлого века она была упразднена. Спрашивать собеседника, к какой касте он принадлежит, в наши дни считается неприличным. Тем временем, касты продолжают существовать, а рядом со старыми удивительными порядками возникают новые – еще более причудливые и поучительные. ИЗ ИНДИИ, СТРАНЫ ЧУДЕС «Что бы вы ни услышали про Индию, все окажется правдой», – сказал один остроумный путешественник. И действительно, люди здесь делятся не на два пола, как обычно, а на три. Девушка может выйти замуж за дерево. А на улицах встречаются персонажи, которых иначе как полузверем-получеловеком не назовешь (прошу прощения за неполиткорректность)! Около половины населения Индии неграмотные, при этом людей с блестящим образованием здесь так же много, как в Штатах или в России. Зарождение в этом многообразии строгой иерархии, разделившей общество на четыре главные группы, традиционно связывают с появлением в стране ариев, которые в 1500-1200 годах до нашей эры пришли на индийскую землю с северо-запада, и индо-ариев, которые появились из Центральной Азии. Однако, когда речь заходит об ариях, сразу возникает невероятная путаница. Поэтому скажем только, что слово «каста», которым пользуется весь мир, было придумано намного позже португальцами. А перепись индийского населения 1931 года определила 3000 каст на территории страны, после чего сама графа «каста» стыдливо исчезла из анкет индийских граждан. Четыре же основные группы, о которых пойдет речь дальше, индийцы называют не кастами, а варнами. ЧАСТИ ТЕЛА Любое событие имеет божественное происхождение. Особенно если мы в Индии, и речь идет о столь глобаль - ном делении общества, как деление на четыре варны. По легенде, все люди возникли из разных частей тела бога Брахмы: из головы получились духовные лидеры – жрецы (брахманы), из рук бога – воины (кшатрии), из тела – вашьи, то есть те, чьи занятия связаны с торговлей и бизнесом, купцы и банкиры, ну а из пыльных ног – шудры: ремесленники, крестьяне, слуги и прочий трудовой люд. Эта эффектная легенда должна убедить каждого в справедливости системы – ведь общество, как и тело, может достойно функционировать только тогда, когда у него есть голова, тело, руки и ноги. И все же, со стороны кажется, что стать головой намного приятнее, чем всю жизнь «работать ногой». Три первые варны считаются «дваждырожденными» – они пришли на эту Землю не впервые и успели заслужить свои руководящие роли и интеллектуальные профессии. В то время как бедному шудре нужно еще постараться (усердно молиться, поститься и накапливать знания), чтобы улучшить карму и, возможно, в следующей жизни стать кшатрием, а там, глядишь, и брахманом. Нельзя не упомянуть еще о двух группах, которые, к счастью или сожалению, не участвовали в формировании тела бога Брахмы. Это ужасные и притягательные одновременно далиты, или неприкасаемые. Их профессиональные задачи очень разнообразны: каст неприкасаемых великое множество – они выращивают и забивают скот, сдирают с животных кожу или ловят рыбу. Неприкасаемые выполняют нужную обществу работу, но так как они соприкасаются со смертью и даже несут ее другим существам, их занятие считается оскверняющим тело и душу. В некоторых областях неприкасаемыми считаются сборщики орехов и корзинщики, бывшие лесные жители, которые ходят от деревни к деревне, предлагая товары и услуги. Можно предположить, что их отнесли к «божьим детям», как назвал далитов Махатма Ганди, из-за темноты кожи и духовной нищеты. И, наконец, млеччхи, или иностранцы – мы с вами. СЛАВНЫЕ ИЗ СЛАВНЫХ Стоит хотя бы мельком взглянуть на портрет бенгальского поэта Рабиндраната Тагора, и сразу становится ясно – перед нами существо божественного происхождения. Тагор родился в семье брахманов или браминов, которые составляют около пяти процентов индийского общества. При этом, в правительственных учреждениях их процент приближается к 75! Свой брахман есть в каждой деревне. Его главная задача – осуществление ритуалов, поэтому брахманы становятся священниками, учителями, домашними гуру, писарями, учеными, политиками, духовными лидерами нации, а иногда… поварами. Дело в том, что в стране, само название которой «Бхарат» и которую мы знаем как Индия, приготовление пищи – акт сакральный. И заниматься столь важным делом можно лишь в состоянии ритуальной чистоты! Поэтому каждый индус почтет за честь питаться едой, приготовленной брахманом. А вот сам брахман имеет право принимать только пищу, приготовленную внутри касты, так что приходится ему быть все время начеку. Большинство брахманов – вегетарианцы. Другое ограничение относится к браку: брахман может жениться только на девушке своего круга или на невесте из семьи, принадлежащей к аналогичной касте из соседней местности. Из среды брахманов вышли три премьер-министра Индии. Семья Неру-Ганди – самая знаменитая и, одновременно, самая несчастливая. Только Неру удалось умереть своей смертью, его дочь и внук были уничтожены террористами. ИСТОРИЯ СОНИ ГАНДИ Итак, сословия в Индии определялись по рождению. И перейти из касты в касту в течение жизни было практически невозможно. Слегка «улучшить свою природу» могла только женщина, выйдя замуж за человека, который немного (на полступенечки!) ее знатнее. Дети ее по рождению принадлежали к касте мужа. Но если случалось обратное – аристократка соединялась с простым парнем, то дети их не могли принадлежать ни к его касте, ни к ее – налицо полный провал! Одним словом, жениться Ивану-царевичу на лягушке можно, а вот Василисе Премудрой выходить за Ивана-дурака ну никак нельзя! А то станут их наследники почти что юродивыми. Браки с иностранцами тоже не одобрялись ни одним индийским сословием. Несмотря на это, в 1965 году наследник династии Неру-Ганди Раджив Ганди познакомился в Кембридже с итальянкой Соней и женился на ней. Колоссальный скандал! Соня – иностранка – раз, простолюдинка – два. Действительно, отец девушки всю жизнь трудился прорабом на стройке. Но прошло много лет, и Соня, уже после смерти мужа, выиграла на выборах и должна была стать премьер-министром Индии. Перед выборами все вспомнили закон, согласно которому млеччхи не имеют права становиться во главе страны. Тогда в политическую игру вступила дочь Сони Приянка. Она выходила на трибуну и говорила так: «Посмотрите на меня. Разве я похожа на иностранку?». Все смотрели на нее и видели перед собой молодую Индиру Ганди (удивительно похожа!). «А ведь я – дочь Сони Ганди!» – звучал убийственный аргумент. Но, удивительным образом, после своей победы Соня Ганди отказалась от кресла премьер-министра. И причина ее отказа до сих пор остается загадкой. Правда, Соня и ее дети и сегодня играют в политические игры. А после того, как Приянка (что значит «приятная») вышла замуж за индийского бизнесмена и у них родился ребенок, новые Ганди перестали быть иностранцами. «В Индии особо относятся к традициям семейной жизни, и если видят, что в семье все нормально, считается, что человек – на правильном пути», – комментирует ситуацию индийский журналист. ГРОЗНЫЕ И АСКЕТИЧНЫЕ Кшатрии – воины и правители, из их среды произошло много индийских магараджей. Если кшатрий берется за дело, то либо он доводит дело до конца, либо дело приканчивает его. Призвание кшатрия – победить или умереть. Именно среди жен кшатриев возник обычай сати – самосожжение жены на погребальном костре умершего или погибшего мужа. Такая женщина превращается в идеал, ведь этим поступком она искупает грехи мужа, всей семьи и нескольких последующих поколений! За обрядом сати непременно наблюдал брахман, и если красавица пыталась бежать, брахман бил ее увесистой дубиной и заставлял вернуться к священному огню! К счастью, традиция эта была запрещена в 1829 году, хотя случаи самосожжения случаются и сейчас. Из сословия воинов произошел один из основателей крийя-йоги – Йогананда, автор книги «Автобиография йога». Сын сурового и аскетичного отца сделался духовным наставником мира. |
Читайте: |
---|