Слияние с Шивой - Монизм и плюрализм в шайва-сиддханте
Monday 30th of November 2020


Монизм и плюрализм в шайва-сиддханте
Индуизм - Слияние с Шивой

Как есть три ортодоксальные школы мысли в философии веданты (недуализм, ограниченный недуализм и дуализм), так существует и два направления в шайва-сиддханте: монизм и плюрализм. Оба направления являются ортодоксальными, и оба существенны для шайва-сиддханты. В результате взаимовлияния обе школы укрепили друг друга. Если бы мы исключили одну из этих школ, шиваизм стал бы менее полным, менее философски богатым.

Можно дать простое определение религии, как знания человека о самом себе, о мире, в котором он живет, а также знания Истины, Реальности, Бога, который их превосходит. При правильном понимании религии она не отделяет одного человека от другого, не превращает одного в неверующего грешника, а другого - в того, кто заслуживает получить Божественную Милость. При правильном понимании и практике религия ведет человека, всех людей к просветлению и освобождению. Однако религия не всегда известна во всей своей чистоте, и еще намного реже практикуется как таковая. Это является причиной различий.

Различия в религии, которые возникают на основе рассового, культурного и индивидуального опыта, должны учитываться и приниматься во внимание. Они создают крепость, защищающую от философского однообразия и духовного застоя. Хотя существует много людей, которые пытаются обратить в свою веру весь мир, мудрые терпеливы к верам других людей и отказываются насаждать универсальное единообразие в культуроной, интеллектуальной и духовной сферах.

Хотя число мудрецов уменьшается, они все еще пытаются примирить различия между религиями, заявляя, что все религии на самом деле являются одной религией. Мы одобряем все усилия, которые приводят людей к взаимопониманию, смягчающему религиозные трения, конфликты и враждебность. Однако просто сказать, что все религии одинаковы, было бы упрощением. Это неправда. Религии не одинаковы. Если сделать вид, будто различия незначительны, или что их не существует, то это все равно не устранит различия. Понимание является единствено верным решением, и оно приходит благодаря широте взглядов и смелому изучению уникальных слабых и сильных сторон, присущих каждой религии. Именно так мы приступаем к оценке двух философских школ, которые поклоняются одному Богу, Шиве, и вместе составляют религиозную традицию, под названием шайва-сиддханта.

1. Необходимость в гармоничном сосуществовании

Шиваизм является самой древней религией мира, а его самым полным выражением является шайва-сиддханта. В грубом приближении термин можно перевести как итоговые заключения дхармы шиваизма . Шиваизм, особенно те его традиции и философия, которые выраженны в шайва-сиддханте, является, по нашему убеждению, религией будущего, религией, более подходящей к технологическому веку, чем любая другая религия, ибо она находится в полной гармонии с наукой и в большей степени, чем другие религии, способна обеспечить растущие потребности человечества в прямом духовном пробуждении и просветленной жизни. В век интеллекта, которому присущи пророки агностицизма, самая старая вера выжила, чтобы стать самой новой верой верой в век, когда мистические цености снова принимаются и высоко ценятся.

2. Существенные различия между монизмом и плюрализмом

Упрощенно говоря, школа монизма придерживается того взгляда, что Господь Шива создал все путем эманации из Себя мира, всех вещей в мире и всех душ, и что каждой душе предначертано слиться с Ним в нераздельном единстве, подобно тому, как река впадает в океан. С другой стороны, школа плюрализма говорит, что Господь Шива не создавал мир и душу, что они вечно существовали, как и сам Бог, и что высшим предназначением души является не слияние с Господом Шивой, но вечный блаженный союз с Ним, что можно сравнить с тем, как соль растворяется в воде.

Согласно одной точке зрения, имеет место процесс проявления Вселенной из Шивы в начале и погружение в Шиву в конце, и лишь Верховный Бог, Шива, является вечным и несозданным. Согласно второй точке зрения у души нет начала; она вечно сосуществовала с Шивой в состояния кевала и возвращается назад к абсолютному, изначальному времени, к состоянию шуддха, которое распространяется на все будущее. С монистической точки зрения Господь Шива является всем, даже физическая Вселенная является Его частью, хотя Он и трансцендентен по отношению к ней. С точки зрения плюрализма Господь Шива оживляет и направляет Вселенную, но не является ее частью. Главные различия состоят в ответах на следующие вопросы: Существует ли во Вселенной одна единственная реальность, или три? Является ли душа вечно отделенной от Шивы или, в своей сути, она едина с Ним?

3. Точки согласия

Следует прояснить тот факт, что это не диаметрально противоположные философии. Они больше схожи, чем отличаются одна от другой. На самом деле у этих двух школ 95 процентов общего и лишь 5 процентов различий. Обе придают большое значение храмовому поклонению, любви к Господу Шиве, который является как имманентным, так и трансцендентным, а также к Богам Ганеше и Муруге. У них общие священные тексты, святые и глубокая преданность санге общины шиваитов, обе школы верят в карму и реинкарнацию, твердо убеждены в необходимость вести добродетельную жизнью и следовать практике садханы и йоги, обе почитают садгуру и считают его роль важной и необходимой в духовном просветлении души, которая последовательно проходит через ступени чарьи, крийи, йоги и джняны. Обе школы категорически возражают против взгляда адвайта-веданты, согласно которому майя является просто иллюзией. Они настаивают на том, что этот мир имеет божественное предназначение - эволюцию души; что хотя мир относительно и реален, но, конечно же, он и не нереален. Они не согласны со взглядом адвайта-веданты на совершенную нереальность души, с изгнанием ведантистов мистической науки храмового поклонения в детский сад для молодых душ. По тысячам вопросов они снова и снова находят полное соответствие своих взглядов.

Теперь мы начинаем сравнение этих двух школ шайва-сиддханты, начиная с повторного рассмотрения их философских положений. Будут представлены самые важные положения каждой из школ, а затем четыре самых основных аргумента плюралистов и ответы на них монистов.

4. Монистическая сидханта в двух словах

Господь Шива создал и постоянно создает, сохраняет и снова поглощает все объекты, исходящую из Него индивидуальную душу человека, все миры и все, что в них присутствует. Он есть Начало и Конец, Автор пьесы Бытия. Он является как материальной, так и действующей причиной. Его акт творения можно сравнить с искрами, вылетающими из огня, или с фруктами, растущими на дереве. Индивидуальная душа, которая является светящейся сущностью, телом света, создана и развивается как отдельное существо и, в итоге, сливается с Господом Шивой в нераздельном союзе, который можно назвать тождеством. Суть души, Сат-чит-ананда и Парашива, является вечной и несозданной. Она не развивается, так как вечно совершенна. Эта суть души не отличается от Шивы. Мир и душа на являются лишь различными формами самого Шивы, хотя Он превосходит само творение и не ограничен им. Мир и душа не могут существовать отдельно от Бога, и этот факт ясно говорит о том, что они развиваются и не являются вечными сущностями. Когда мир и душа поглощаются Его Божественной Формой во время махапралаи, конца космического цикла творения, по Его милости все три малы (анава, карма и майя) исчезают и индивидуальное существование души прекращается; благодаря достижению единства с Шивой различия исчезают. После махапралайи существует лишь один Шива, пока его творение вновь не выйдет из Него и не начинется новый космический цикл.

5. Плюралистическая сиддханта в двух словах

Господь Шива не создал весь мир. Напротив, имеет место вечное сосуществование трех сущностей: Бога, души и мира. Когда мы говорим о мироздании и всех вещах в мире, мы должны понять, что базовый материал творения всегда существовал и Господь Шива просто придает ему мириады форм подобно тому, как гончар делает множество кувшинов из исходного материала, но он не создает саму глину. Таким образом, Господь Шива является действующей причиной Вселенной, но Он не есть материальная причина, роль которой отведена майе - вечной и несотворенной. Душа также существует извечно и Гоподь Шива формирует различные тела, необходимые для ее развития, обеспечивает способности восприятия, разделения и т.д. Высшим предназначением души является достижение стоп Господа Шивы и наслаждение недвойственным (но не адвайтическим в смысле тождества или идентичности) союзом с Ним, который можно рассматривать как вечное блаженство великолепия и близости, в которой души пребывают в союзе с Ним, как растворенная соль в воде, сохраняя в то же время свою индивидуальность. Во время махапралайи существует не только Господь Шива. Как Вселенная, так и бесконечное количество душ, находятся вблизи Господа Шивы. Они сохраняют свою собственую индивидуальность и раздельное существование, реальное или потенциальное, ожидая следующего цикла космического творения.

6. Комментарий

Наша традиция всем сердцем поддерживает первое из выше приведенных заключений и верит, что оно является чистым, первичным и высшим заключением шайва-сиддханты. Монистическая интерпретация является взглядом на творение и союз, который отражен в Ведах и Агамах шиваизма. Это вывод нашего Парамагуру Шивы Йогасвами, моих личных реализаций и всех реализаций каждого из моих санньясинв йогического ордена Шайва-сиддханта. Это постулаты наянаров шайва-самаяма, которые детально изложены в составленных ими 18440 гимнах Тирумураи . Также нельзя отрицать, что таково чистое учение несравненного Риши Тирумулара, изложенное в его труде Тирумантирам , который является первейшим и главнейшим священным текстом шайва-сиддханты. Более того, это достигнутая на протяжении всей истории шайва-нэри реализация сотен святых, мудрецов и садгуру, включая Васугупту, основателя кашмирского шиваизма, а также Басаванны, основателя вира-шиваизма.

7. Определение монизма и плюразлизма

Словарь Вэбстера определяет монизм как доктрину, признающую лишь одну конечную суть или принцип, утверждающую, что реальность является органическим целым без существования независимых частей . Такое объяснение противоположно определению дуализма: Теория о том, что мир состоит из (или объясним в терминах) двух основных объектов. Доктрина о том, что существует два взаимно противоположных принципа во Вселенной - добро и зло . Плюрализм определяется как теория о том, что мир состоит из можества первичных сущностей, принципов или субстанций .

8. Важность этих тонких разногласий

Конечно, все эти тонкие различия вроде бы и не имеют отношения к повседневной религиозной практике человека. Таким образом, мы можем склониться к тому, чтобы забыть эти различия, как предмет, касающийся лишь теологов, садгуру, свами, йогов и философов. Тем не менее, эти моменты очень существенны для религии и к ним нельзя относится, как к не имеющим значения. Они оказывают воздействие на каждого шиваита, так как определяют два различных восприятия природы души (и поэтому нас самих), мира и Господа Шивы. Они выдвигают духовной целью или полное слияние с Шивой (состояние, которое превосходит даже состояние блаженства), или окончательную вечную отделенность от Бога (хотя такое существование и рассматривается как положительное и бесконечное блаженство, которое не может быть принижено). Одни видят единство в тождественности, в которой воплощенная душа, джива, действительно является Шивой и становится Им; другие видят единство в двойственности - два в одном (два потому, что третья составляющая, мир, паша, никогда даже частично не сливается с Богом) - когда душа наслаждается близостью с Господом Шивой, но навсегда остается индивидуальной душой.

9. Монизм Тирумантирама в сравнении с плюрализмом Мейкендар-шастр .

Чтобы понять доктрины двух школ шайва-сиддханты, мы должны вкратце рассмотреть содержание двух важных текстов: Тирумантирама и Мейкендар-шастр . Тирумулар был сиддхом, реализовавшим себя мастером и совершенным йогом, который составил более 3.000 мистических строф, чтобы указать путь к просветлению и выразить природу реальности, которую он сам постиг. Эти глубокие по смыслу и иногда трудные для понимания строфы составляют десятую часть Тирумураи , одного из основных священных текстов шайва-сиддханты. Этот текст является самым древним (около 100 г. до н.э.), самым мистическим и самым полным из всех текстов Тирумураи . Именно в нем впервые в истории встречается термин шайва-сиддханта .

Мейкендар-шастры представляют собой четырнадцать тамильских трактатов, написанных шестью авторами на протяжении длительного периода в средние века. Это ученые тексты, представляющие в деталях метафизику плюрализма и опровергающие другие системы мысли. Четвертым из них является трактат Шиваджнянабодха , составленный святым Мейкандаром около 1200 года нашей эры - через тринадцать столетий после написания Тирумантирама , который большинство последователей сиддханты почитают в качестве авторитетного итога плюралистической философии шайва-сиддханты, в сорока строках которого содержится все, что подробно изложено в остальных более обширных комментариях и текстах Мейкандар-шастр .

Двенадцать сутр, строф святого Мейкандара, содержат в себе весь текст Шиваджнянабодхи . Это название можно перевести как Знание реализации Шивы или Компедиум знаний о Шиве . В своей афористичной краткости эту работу можно сравнить с загадочным уравнением Эйнштейна E = MC2. Этот текст, который возможно является самым кратким из когда либо написанных священных текстов, многие считают его единственной работой, хотя другие утверждают, что он написал и комментарии. Существуют ли в действительности какие-либо различия между Тирумантирамом Тирумулара и Шиваджнянабодхой Мейкандара? И да и нет. Вот наше мнение: Мейкандар составил двенадцать сутр в полном соответствии с Тирумантирамом Тирумулара. В Шиваджнянабодхе нет ни одного слова или идеи, которые бы находились в конфликте с Тирумантирамом . Последняя работа относится к предыдущей, как целое к части. Это заключение содержится в нескольких из наиболее уважаемых переводов труда на английский язык.

В данном месте мы проводим четкую границу между двенадцатью знаменитыми сутрами Мейкандара и книгами, целыми библиотеками комментариев и толкований, которые появились в попытках объяснить его простые строки. Кое-кто считает, что Мейкандар был первым комментатором своих сутр, однако мы, как и несколько авторитетных исследователей данного вопроса, убеждены, что это не так. Мы считаем, что в соответствии с давней устоявшейся философской традицией он написал лишь сутры, но не комментарии к ним.

Хотя сутры Шиваджнянабодхи пребывают в согласии с Тирумантирамом , этого нельзя сказать о комментариях, уравновешивающих Мейкандар-шастры . Комментаторы, последователи Мейкандара, истолковали его работу (и Тирумантирам ) как плюралистическую, основав примерно 800 лет назад современную школу плюрализма, которая сыграла важную, даже главную, политическую роль в современной истории шайва-сиддханты. Плюралисты верно связывают основание своей школы с временем Мейкандар-шастр . Однако они замалчивают тот факт, что шайва-сиддханта, как школа монизма, существовала задолго до основания школы плюрализма.

Анализ истории развития событий свидетельствует, что отцы-основатели плюралистической шайва-сиддханты, как это часто бывает, попали под влияние мощных и непреодолимых движений, которые тогда набирали силу. Сюда можно отнести агрессивность христианской теологии, мощное ведантическое учение Ади Шанкары и дуалистической вайшнавской школы Мадхвачарьи, которые были главными силами в Индии тех веков. Выводы, содержащиеся в Мейкандар-шастрах, очень похожи на дуалистический теизм, с которым мы встречаемся в иудейско-христианско-исламских верованиях и в вишнуизме. Таким образом, они далеко отстоят от монизма, который с самого начала был основой индуистского шиваизма. Мы сожалеем об этом, так как из-за сходства между христианской догмой и школой плюрализма шайва-сиддхантин, который хочет гордо выступить в защиту своей религии, аппелирует к католическим священникам и протестанским пасторам, которые открыто заявляют о пользе плюралистической шайва-сиддханты. Это, само по себе, должно быть для последователей шайва-сиддханты ясным свидетельством того, что плюрализм отклонился от истинного пути шиваизма, который отличается от иудейско-христианско-исламской теологии как день от ночи. Чтобы поддержать величие нашей веры следует обращаться к лидерам шиваизма, но не к лидерам авраамических религий.

Необходимо сделать ударение на различии этих двух священных текстов. Тирумантирам был написан риши Тирумуларом, сиддхом, совершенным мастером. С другой стороны, Мейкандар-шастры были составлены учеными и людьми с очень развитым интеллектом - хотя сам Мейкандар является заметным исключением. В то время, как Тирумулар говорил, исходя из собственного прямого, внутреннего знания реальности, обретенного посредством садаханы и йоги, авторы Мейкандар-шастр подошли к своей работе с другой стороны, опираясь на выводы, гипотезы и интеллект, соединяя вместе и осуществляя синтез существующих на то время доктрин шайва-сиддханты. Тирумулар жил до начала нашей эры, а авторы Мейкандар-шастр жили в средние века, на тринадцать столетий позже. В то время, как Тирумантирам является исходным священным текстом (десятой их двенадцати книг Тирумураи ), Мейкандар-шастры представляют собой вторичный священный текст, не включенный в Тирумураи . Тирумулар является одним из 63-х наянаров, канонизированых святых шиваизма, а Мейкандар и его комментаторы не входит в их число. Таким образом, у нас есть две силы: одна духовная, а другая теологическая, философская; одна интуитивная, а другая интеллектуальная, политическая; одна найденная в просветлении, а другая основанная исключительно на ментальности.

Немногие шиваиты глубоко изучили текст Шиваджнянабодхи и совсем мало кто знаком с содержанием Тирумантирама . Поэтому не удивительно, что они ошибочно предположили, будто выводы Мейкандар-шастр находятся в согласии с Тирумантирамом . Немногие знают школу монизма, которая защищает творение и полное слияние, но и тем, кто знает, часто не известно, что это и есть изначальная шайва-сиддханта Риши Тирумулара и святых, живших до него. Наоборот, они думают об этом, как о вероотступнической философии, так похожей на постулаты веданты, что ее источником считают данную традицию. Но это, конечно же, не так.

10. Два взгляда на творение.

В разных странах меня неоднократно спрашивали, принадлежит ли шайва-сиддханте учение о том, что Господь Шива создал мир и индивидуальную душу? Да, определенно это так. Позиция Риши Тирумулара предельна ясна. В своем Тирумантираме он много раз утверждает, что Господь Шива в процессе эманации создал все из Себя.

С употреблением слова творить связаны определенные проблемы, так как в авраамической (идудейско-христианско-исламской) концепции подразумевается, что раз что-либо сотворено, значит оно не существовало ранее. Мы понимаем значение этого слова иначе. Не следует также, как склонны некоторые, ограничивать слово лишь одним значением создавать . Английское слово create безусловно происходит от латинского глагола расти или быть причиной роста . Мы используем слово творить в смысле проявления, когда одна вещь вырастает или производится из другой. Таким образом, когда мы говорим сотворить , мы подразумеваем процесс эманации, проявления или становления. В санскрите используется термин сришти - испускать, освобождать . Такое значение близко к определению творения, изложенному в Тирумантираме. Тирумулар использует тамильское слово падаи.

Здесь мы приводим соответствующие сутры из Тирумантирама, которые отражают доктрину Тирумулара. Мы приводим довольно много сутр потому, что некоторые пандиты считают, будто Тирумулар не говорит об эманационном творении Шивы. Они ошибочно подразумевают, будто он согласен с тем взглядом, что Бог не создает, но лишь измененяет форму существующей материи.

Давным давно Он создал семь миров. Во время оно Он сотворил небесную бесконечность. В незапамятные времена Он породил бесчисленное количество душ. В древности Он создал все - Сам, Изначальный Бог, несотворенный. (446)

Прежде всего, играючи, Господь сотворил души, дживы. Они были окутаны сильными малами. Сбросив их, они реализовали Атман и нашли стопы своего древнего Господа. Так они стали Шивой и им больше не нужно рождаться. (2369)

Он, мой Господь, окружил все наобъятными океанами, наполнил их, Вездесущий, Всеведущий, Всеведящий. В древности Он создал все, что есть, и стоял, распространяя Свою золотистость по всем мирам. (3007)

Всевышний, единый безгрешный Абсолют, нисходя, становится Брахмой и Вишну. Так Он, Единый, став многим, сознательно сотворил из Себя мир. (111)

Садашива, Он - Она, творит все Вселенные. У Него пять сыновей. Святый, сотворивший, Сам стал Творцом - Брахмой, сидящем на лотосе. (386)

Господь небесных существ, Предвечный, в древности сотворил с Харой, из Которого вышли семь миров, с Брахмой, четырехголовым Творцом, эту безбрежную Вселенную. (389)

Смерть и рождение предопределяет Святый; и в час, когда Своей мыслью Он начинает Акт Творения, Он, Сострадательный, наполняет и пронизывает Собой восемь сторон света. (393)

Из иччхи, из трех шакти возникает майя. Майя в союзе с бинду породила остальные три майи (шуддху, ашуддху и пракрити). Нада была рождена из Господа; и все это созидательная игра Парашивы, Всевышнего. (339)

Он Сам создал семь миров. Он Сам охватил семь миров. Он Сам пережил семь миров. Он Сам наполнил Собой тело и жизнь. (404)

Одна глина, много сосудов, один Бог наполняет Собой все творение.

(440)

От конца до концу Вселенной нет ничего, кроме Матери, украшенной драгоценностями. Это все о Шакти и Шиве. (1210)

В союзе, который воистину не знает двойственности, Бог является Началом и Концом Всего. (1570)

Парапарам - Конец и Начало, Имманентность. Таков Он. Он есть как Причина, так и Следствием. (1927)

Вайкхари и все остальные звуки, майя и все остальные загрязнения, пуруша и все остальные иллюзорные таттвы - все это, действующее в соответствии с шакти-джняной и крией, воистину, создал Господь в незапамятные времена. (2007)

О человек, если все важнейшие пути - это Шива, зачем говорить о ком-либо другом? Весь дым исходит из огня. Все творение возникает из нашего Предвечного Господа. (3010)

Для всех, кто потратил время, чтобы внимательно прочитать эти строфы, снова и снова звучит послание Тирумулара: Господь Шива создал все из Самого Себя, и это все включает в себя душу, майю, которая явлется субстратом Вселенной, и таттвы, как основу всех форм, даже Богов. Он Сам является Своим творением, материальной, и действующей причиной. Тирумулар говорит о Шиве, как о материальной причине:

Он является и таттвами, и их Богом (2795)

Он является Первой Сущностью, а также усилием и концом усилия. (11)

Древнее писание гласит, что бескрайнее пространство является Его телом. (2463)

Разделивший миры, высоко поднявший небеса, Сам является палящим огнем, солнцем и луной. (10)

Он господин всех джив, и Он является всеми дживами.(3039)

Вода, земля, небо, огонь и ветер, искра света в теле - все это Он. Он Парапарам, Шива, наш Господь. Он - джива. Он бессмертен. (3045)

Здесь Тирумулар снова ясно говорит о том, что Господь Шива является как Творецом, так и творением, как материальной, так и действующей причиной. Он цель и путь, ищущий и то, что ищут.

Это не учение школы Мейкандара, которая настаивает на том, что майя существует всегда, несозданная, как и душа, и что Господь Шива является действующей, но не материальной причиной Вселенной. В этом существенном моменте Мейкандар-шастры существенно отличаются от наших писаний шайва-сиддханты, включая Тирумантирам , Веды, Упанишады, Тирумураи и другие священные тексты шиваизма, которые постоянно утверждают, что Шива является материальной причиной Вселенной, и говорят о том, что вся Вселенная, как живая, так и неживая, возникает из Шивы. Приведем несколько примеров из священных текстов шиваизма, говорящих о творении, как результате эманации. Это традиционный философский взгляд шиваизма:

Он - единый Бог, Творец. Он входит во все лона. Единый Абсолют, безличное Существование, вместе с Его непостижимой майей, проявляется как Божественный Господь, обладающий непревзойденным величием. Своей Божественной Энергией Он правит всеми всеми мирами. В Творении и Растворении существует лишь Он Сам. Познавшие Его становятся бессмертными. Господь один без второго. Он пребывает внутри человека, а также во всех других существах. Он создает Вселенную, поддерживает ее существование и поглощает ее. (Шветашватара Упанишада , 3.1-2)

Брахман является тем, из кого рождены все существа, благодаря кому они живут и в которого они входят, умирая. (Таитирья Упанишада 3.3)

Как из моря появляется пена, волны и пузыри, которые затем исчезают в нем, так и Абсолютный Дух является субстратом, из которого выходит живой и неживой мир, и в Него же устремляется. (Мападиан 151)

Он пожелал: Да стану я многим! . (Тайтирья Упанишада 2.6)

Брахман стал видимым и невидимым. (Тайтирья Упанишада 2.6)

Как паук выпускает и вбирает свою паутину, как волос растет из тела живого человека, так и из Непреходящего возникает эта Вселенная. (Мундака Упанишада 1.1.7)

Он - все в этим мире, что движется и неподвижно. Все, что существует, это только Он. (Панскара-бхашья)

Раурава-агама описывает творение, как искру огня или вспышку света, исходящую их третьего глаза Творца.

11. Чему учат Наянары?

Как жизнь, так и священные тексты шестьдесяти трех наянаров (святых шиваизма) являются для шайва-сиддханты фундаментальным источником духовной интуиции, знания и авторитета, Ни один сиддхантин не станет отрицать их учений, поэтому важно знать их взгляды на данный предмет. Риши Тирумулар и друние наянары (в также Веды и Упанишады) исчерпывающе описали монистическую шайва-сиддханту. Тирунавакарасу, святой Аппар, так сказал об эманации Шивы:

Ты стал плотью! Ты стал жизнью! Ты стал осознаванием в ней! Ты стал всем остальным. Он есть Он Сам. Он также становится мной. (Святой Аппар)

Он есть плод, сок и даже тот, кто вкушает плод; Ты и Я . ( Ниндра-тируттандакам Аппара 6.94.5)

Он Тот, кто знает; Он Тот, кто открывает; Он само знание; Он даже познание; Он также и этот обширный мир, небо и все остальное.

(Караиккаламмаияр 20)

В Тирумураи и другой литературе шиваизма есть буквально тысячи мест, где говорится, что Господь Шива является всем, что Он стал всем. Эти священные строфы нельзя просто отрицать или неверно истолковывать. Они содержат четкие и святые учения монистического теизма, представленные выдающимися святыми шиваизма.

12. Святой Таюманавар об эманационном творении

Шива повсюду прославлен как Творец, но некоторые заявляют, что на самом деле Он не имеет силы тврить, или дают новое определение этой силы. Если мы говорим, что Шива не сотворил (не испустил из себя) мир и душу, тогда мы отрицаем одну из Его пяти энергий, энергию Творения, и поэтому умаляем Его величие, ограничиваем Его Безграничность, ставим пределы Его Несвязанности, принижаем Его Всемогущество. Для большинства шиваитов Шива является Творцом, Хранителем и Разрушителем творения. Это означает ни что иное, как то, что Он создал все. Мы не можем сказать, что Он создал мир, но не создал душу. Если же мы попытаемся сказать, что Он не создавал ни того, ни другого, мы, тем самым, будем говорить, что Он ничего не создал и не обладет энергией Творения. Священные тексты по этому вопросу ясно и недвусмысленно утверждают: Шива сотворил все . Отсюда следует, что Он создал как душу, так и мир, что Он поддерживает их Своей Милостью и, в итоге, поглотит их. Святой Таюманавар писал о творении, как об эманации.

Ниже приведены несколько строф из его священных гимнов:

В финальном растворении исчезло все, что видимо, и в результате пришло полное блаженства мукти. Вместе с майей перестали существовать функции творения и сохранения. Но Кто это был, вдоль чьих Рук и Стоп простиралась гирлянда белых черепов с зияющими глазницами? (15.3)

Один, Сам Собой, Ты возник в Безбрежном Пространстве и танцевал на арене Пустоты. (20.6)

Ты создал небо и другие элементы, Ты сохраняешь их и растворяешь.

(20.8)

13. Из озарений современного сиддха садгуру Шивы Йогасвами

Святые и садгуру шиваизма всегда делали ударение на монизме и никогда - на его противоположности. Величайшим сиддхом современности был Шива Йогасвами (1872-1964) из Колумбутураи на Шри-Ланке. Он был йогом и мистиком, пробудившим знание, реализовавшим посредством неустанной садханы и тапаса самого Шиву. Он считается одним из величайших современных святых, истинным дживанмуктой высшего порядка. Он был духовным наставником шиваитов Шри-Ланки и Южной Индии на протяжении многих десятилетий. Как лично, так и с помощью опубликованного Натчинтанаи он постоянно учил, что Шива является как Творцом, так и творением, и никогда не говорил о состоянии, в котором душа вечно остается отделенной от своего Творца. Здесь приводится несколько соответствующих выдержек из его учения. (Цифры в конце строф соответствуют номерам страниц в английском издании).

Как ты можешь не постичь, что это есть То, что стало как небом, так и землей? (38)

Он стал солнцем и луной. Он стал созвездиями. Он стал мантрой и тантрой. Он стал лекарстовом и тем, кто его принимает. Он стал Богами, Индрой и всем остальным. Он Сам стал всей Dселенной. Он также стал телом и душой. (144; 219)

Все сотворено Шивой, моим сокровищем. (81)

Земля и вода, воздух, свет и пространство - Он стал всем этим. (104)

Ты и я, тот и то, огонь и эфир, призраки и черти, другие сущности и Боги - рассмотрев все это, мы увидим Его. (123)

Все является деянием Шивы. Все является формой Шивы. Он - это всё.(127)

Он, Несравненный, в жертвоприношении стал Всем. (138)

Он - тело, Он - жизнь, Он - я, Он - ты. (141)

Перед тем, как умрет тело, поклонись Богу, Единому, который стал многим. (202)

Все Вселенная, все, что движется и что неподвижно, является Его формой. Все, что движется и что неподвижно, это Он. (222)

Нет ничего кроме Него! (234).

Все есть Шива. Отец и мать - это Шива. Все Боги это Шива. Вся Вселенная - Шива. (237)

Так звучат строфы Натчинтанаи моего садгуру, утверждающие монизм Риши Тирумулара.

14. Монизм в Мейкандар-сутрах .

Что сам Мейкандар говорил по поводу монизма и творения? Внимательный анализ показал нам, что он согласен с Тирумуларом. Мы приводим здесь в качестве доказательства знаменитые двенадцать сутр в переводе Кави Йоги Шуддхананды Бхарати - Открытия святого Мейкандара . Этот перевод выбран не столько за его научность, сколько за простоту.

1. Он , она и оно - это три термина, употребляющиеся в отношении космической сущности. Этот космос претерпевает три перемены: рождение, развитие и смерть. Он возникает, пребывает и исчезает. Затем он снова появляется из-за сознания эго, которое его связывает. Тот, кто является причиной конца существования космоса, является и его первопричиной. Он, Хара, - Высший Владыка. Так говорят мудрецы.

2. Он един с душами; однако Он является Самим Собой, неосязаемым, пребывающим за пределами всего. Он неразрывно связан со своей силой воли, Своей энергией знания. Благодаря этой силе Он наполняет собой все и предоставляет душам путь рождения и смерти, позволяя им вкушать плоды своих двойственных поступков [плохих и хороших].

3. Сказано: Тело является механизмом природы. Душа обитает в его сердцевине . На это есть ответ: Да или Нет . Она утверждает: Это мое тело . Она воспринимает пять ощущений. Она сознательна в снах. Она не чувствует голода, не ест и не спит в состоянии глубокого сна. Она знает, когда получает знание.

4. Душа вовсе не есть антахкарана [внутренние способности или чувства]. Душа не чувствует себя облаченной в эгоизм. Она является знающей лишь в союзе с Внутренними Инструментами, как король знает состояние дел благодаря своим министрам. Похожим образом душа связана с пятью планами опыта.

5. Чувства получают впечатления от внешних объектов и переносят их к разуму. Однако они не могут знать сами себя; не могут они знать и душу. Душа воспринимает благодаря чувствам и разуму. Однако, похожим образом, она не может знать себя или Бога. Именно Божественная Милость оказывает на нее влияние, как магнит притягивает железо.

6. Если [Бога] можно познать, тогда Он не настоящий; если познать Его нельзя, значит Он не существует. Поэтому мудрый в мире говорит, что Бог является Высшей Реальностью, как познаваемой, так и непознаваемой. [Эта версия взята из работы Мариасусаи Дхавамони Любовь Бога в соответствии с шайва-сиддхантой , которая представляет эту и следующую сутру более адекватно].

7. До Бытия все вещи являются несуществующими; поэтому Бытие не знает [небытия]; небытие не существует, поэтому оно не может знать [Бытие]. То, что знает обоих [Бытие и небытие], является душой, которая не является ни Бытием, не небытием. [Дхавамони]

8. Когда душа достигает достаточного совершенства в тапасье [духовной дисциплине], Всевышний Господь приходит в форме божественного мастера. Он говорит душе: О, Душа, ты быстро попала в руки охотников [чувств]; вырастая среди них, ты забыла Бога, который является самой сердцевиной. Проснись! Душа пробуждается к Реальности, отказывается от всех привязанностей к чувствам. Она полностью и бесповоротно посвящает себя Харе и достигает Его Святых Стоп. (Интересно, что Дхавамони перевел последнюю часть этой сутры как душа оставляет свою связь с чувствами и, будучи ни чем иным, как [Им] достигает Стоп Бога ).

9. Господа нельзя увидеть плотскими глазами, нельзя постичь с помощью чувств. Должно открыться око знания. Мысль должна сфокусироваться в нем. Зависимость от нижней природы следует оставить, как мираж. Тогда душа найдет прибежище в Боге. Для того, чтобы достичь этого блаженного состояния, душа должна медитировать на мантру Намах Шивая .

10. Шива един с душой. Душа должна слиться, стать единой с Ним и выполнять Его Волю; тогда в ее незапятнанной сути не будет пятен майи и кармы.

11. Душа видит и дает возможность глазу видеть. И, тем не менее, Хара видит, знает и дает возможность душе видеть и знать. Душа, непрестанной преданностью (любовью), достигает стоп Хары.

12. Загрязнения трех видов препятствуют душе достичь благих могущественных стоп Хары. После отмывания этих пятен освобожденной душе следует находиться среди преданных Шиве, свободных от иллюзии и поклоняющихся формам и изображениям в храмах, как самому Харе. (Дхавамони дает нам здесь более точное заключительное высказывание:

Пусть душа, очищенная от тьмы нечистоты, поклоняется как Самому Харе форме тех, в ком присутствует переполняющая любовь [шиваитам] и [форме] в храме ).

Говорят, что вся концепция реалистического плюрализма взята из писаний святого Мейкандара, содержащихся в Шиваджнянабодхе . Однако в этих двенадцати авторитетных строфах нет такого учения. Для многих это будет поразительным фактом, но это бесспорно. На самом деле в первой строфе Мейкандар утверждает, что все вещи (которые он называет он , она и оно ) подвержены трем процессам (творение, сохранение и растворение). Он также утверждает, что Сам Шива является концом и источником существования. В Шиваджнянабодхе мы не находим никакой плюралистической интерпретации шайва-сиддханты. Она пришла позже, из комментариев на Шиваджнянабодху . В этих двенадцати кратких строфах содержится все учение Мейкандара. Здесь нет ни одного слова, которое определяет и защищает плюрализм (вечное раздельное существование Бога, души и мира), но здесь есть много утверждений о том, что Бог и душа неотличны друг от друга. Мейкандар говорит о Боге, Творце, как о Начале и Конце. Он нигде не говорит нам о том, что души извечно сосуществуют с Богом, что есть три вещи в начале и что они будут существовать и в конце. Наоборот, он ясно утверждает, что есть одно Начало - Бог; есть один Конец - Бог. Также он не говорит о вечном, несозданном мире. Бог создал все в начале, и в конце Он вберет все в себя.

Мы полностью принимаем те взгляды, которые изложил святой Мейкандар в своей работе Шиваджнянабодха , которая, как мы считаем, соответствует духу Тирумантирама Тирумулара. Однако мы не соглашаемся с постулатами плюрализма и интепретациями, извлеченными из других комментариев и других частей Мейкендар-сутр . Там где монизм Тирумураи противоречит Мейкандар-шастрам , мы придерживаемся Тирумураи .

15. Определения творения.

Использование слова творение может легко привести к выводу, что Шива создает нечто из ничего. Но это лишь иудейско-христианско-западное представление о созидательном акте Бога. В Ведах, Упанишадах, Тирумураи и Агамах мы обнаруживаем, что творение исходит из Самого Бога. Для этого процесса подходит слово эманация . Вот оксфордское определение этого слова:

Процесс появления, исходящий из чего-либо в качестве источника. Часто применяется к происхождению сотворенных сущностей из Бога в основном с ссылкой на теории, которые расматривают всю Вселенную, или ее духовную часть, как обретающую существование из сущности Бога, но не путем творения из ничего . В своем Словаре философии и религии . доктор Вильям Л. Рис определяет слово эманация следующим образом: От латинского э ( из ) и мано ( течь ). Эманация это доктрина об истечении мира из переполняющего через край сверх-изобилия Божественного. Альтернатива доктрине сотворения... Похожая идея присутствует также и в индуистской философии .

16. Ответы на четыре аргумента против монизма и творения

Мы представляем четыре аргумента, которые комментаторы Мейкандара используют на протяжении сотен лет для поддержки плюрализма. После каждого из них мы приводим также ответ монизма. Ознакомившись с этими четырьмя аргументами человек может обрести полное знание различий между двумя школами.

 

Добавить комментарий


Практика учения

Болтливость

News image

Цитата: Шримад Бхагаватам, 11 песнь, 23 глава, стих 48. Неспособные победить этого неукротимого врага, ум, чьи по...

Как справляться с жи

News image

В индийском быту выражение: «Ох! Это моя карма» используется с очень негативной окраской, как будто с ...

Популярные статьи

Изначальная форма

News image

Увидев эту вселенскую форму, которую я никогда не видел прежде, я испытываю радость, но в то же самое время мой...

Бог Кама

News image

Ка ма (санскр.  «любовь», «чувственное влечение») — в древнеиндийской мифологии бог любви, сын Лакшми и Вишну. Изображается в виде крылатого юн...

Лакшми, дающая богатство

News image

Как вы думаете, кто самый богатый человек в Великобритании? Нет, не Абрамович … А сталелитейный олигарх Лакшми Миттал, бизнесмен с ин...

Индусские Боги

News image

Есть так много богов в Индуизме. Индусы полагают, что есть многократные Боги? Почему они поклоняются многократным богам? Есть 33 Девы (предугадывает), ко...

Философы и мыслители

История Маркандейи

News image

Маркандейя родился после того, как его родители в течение долгого времени не могли иметь детей. Шри Шива предстал пред ними и сказал, что у них бу...

Святая Мать - Шри Сарада Деви

News image

Шри Сарада Деви, известная среди приверженцев и последователей Шри Рамакришны как Святая Мать, родилась 22 декабря 1853. Она была прославленной супругой Шри Рамакришны Парамахамсы, святого из...