Танец с Шивой - АДВАЙТА ИШВАРАВАДА УПАНИШАД. МОНИСТИЧЕСКИЙ ТЕИЗМ
Thursday 13th of March 2025

АДВАЙТА ИШВАРАВАДА УПАНИШАД. МОНИСТИЧЕСКИЙ ТЕИЗМ
Индуизм - Танец с Шивой

Чандра — это Луна, повелитель водных приливов, а также эмоций, место испытания перевоплощающихся душ. Суръя — Солнце, повелитель интеллекта, источник истины. Один — пингала и светит днем, другой — ида и сияет в ночи. Аум.

Какие философии имеются в индуизме?

ШЛОКА 141

С незапамятных времен мудрецы и философы Индии размышляли о природе реальности. Их рассуждения рас­цвели сотнями школ мысли, и все они уходят корнями в богатую почву деревенского индуизма. Аум.

БХАШЬЯ

На одном конце сложного спектра индуизма находит­ся монизм, адвайта, который принимает единство Бога, души и мира (например, акосмический пантеизм Шанкары и кашмирский шиваитский монизм). На другом конце — дуализм, двайта (примером которого служат Мадхва и ранние пашупаты), который учит о двух или более от­дельных реальностях. Между ними располагаются воззре­ния, описывающие реальность как одну и все же не одну, двайта-адвайта (например, вайшнава-веданта Рамануджи и шайва-вишишта-адвайта Шрикантхи). Индусская философия состоит из многих школ ведической и агамической мысли. Среди них выделяются шесть классических даршан: нъяя, вайшешика, санкхъя, йога, миманса и ведан­та. Каждая теология является выражением поиска Бога и подвергается влиянию мифа, тайны и культурного син­кретизма современного, племенного, шаманистского ин­дуизма, который жив в каждой деревне во все века. Индия также произвела на свет воззрения, именуемые «настика»у которые отвергают Веды и не являются, таким обра­зом, частью индуизма. Это джайнизм, сикхизм, буддизм и чарвака (материалистический атеизм). В Ведах говорится: «Теологи задаются вопросами: Что есть причина? Брахма ли это? Где мы рождаемся? Чем мы живы? В чем утверж­даемся?» Аум Намах Шивайя.

Чем различаются монизм и дуализм?

ШЛОКА 142

Для большинства монистов Бог является имманент­ным, временным, становящимся. Он есть само творение, материальная, но не действенная причина. Для большин­ства дуалистов Бог является трансцендентным, вечным, Создателем — действенной, а не материальной причиной. Аум.

БХАШЬЯ

Чтобы объяснить творение, философы говорят о трех видах причин: действенных, инструментальных и мате­риальных. Эти причины объясняются на примере гонча­ра, лепящего горшок из глины. Гончар, который соверша­ет весь процесс, есть действенная причина. Гончарный круг, которым он пользуется при работе, есть инструмен­тальная причина, мыслимая как энергия, или шакти, Бо­га. Глина есть материальная причина. Теистические дуа­листы верят в Бога как Господа и Создателя, но у них Он остается всегда отделенным от человека и мира и не явля­ется материальной причиной. Дуалистами были Капила, Мадхва, Мейкандар, Чайтанья, Аристотель, Августин, Кант и практически все иудейские, христианские и му­сульманские теологи. Наиболее распространенной фор­мой монизма является пантеизм, «все есть Бог», воззрения которого не допускают Бога, который был бы Господом и Создателем. Он — имманентный, временный: материаль­ная, а не действенная причина. История знает таких пан­теистов, как Шанкара, Вивекананда, Ауробиндо, Плотин, стоики, Спиноза и Ашвагхоша. Веды утверждают: «Как тысячи сверкающих искр, подобных друг другу, вырыва­ются из огня, так из Незыблемого выходят все виды су­ществ и к Нему возвращаются». Аум Намах Шивайя.

Возможно ли примирить монизм и дуализм?

ШЛОКА 143

Монисты, глядя с вершины горы, воспринимают од­ну реальность во всех вещах. Дуалисты с подножия горы видят Бога, души и мир вечно разделенными. Монисти­ческий теизм есть совершенное примирение этих двух воззрений. Аум.

БХАШЬЯ

Представьте себе гору и тропу, ведущую к ее снежной вершине. Когда скалолаз проходит нижние ярусы горы, он видит луга, перевалы, гигантские валуны. Это можно уподобить дуализму, естественному, теистическому сос­тоянию, в котором Бог и человек — различны. Достигая вершины, скалолаз видит, что все эти многообразные де­тали пейзажа суть одна гора. Это осознание подобно чис­тому монизму. К сожалению, многие монисты, достигая вершины, учат отрицанию тех подножий горы, через ко­торые они сами проходили на пути к своему монистичес­кому пику. Однако, если подняться еще чуть выше, если поднять кундалини в пространство над горным пиком, можно познать полную Истину. Подножие и вершина то­гда видятся как одно целое. Именно так теизм и монизм принимаются пробужденной душой. Монистический те­изм, адвайта-ишваравада, стирает двойственность бытия и становления, уничтожает кажущееся противоречие между вечностью Бога и Его временной деятельностью, распутывает проблему добра и зла и указывает выход из тупика одного и двух. Веды утверждают: «Тот, кто знает это, познает Единое и двойственность, — он, достигший единства Единого, самотождественной природы». Аум Намах Шивайя.

Каковы воззрения монистического теизма?

ШЛОКА 144

Монистический теизм является синтезом монизма и дуализма. Он утверждает, что Бог — трансцендентный и имманентный, вечный и временный, Сущий и становя­щийся, Создатель и создаваемый, абсолютный и относи­тельный, действенная и материальная причина. Аум.

БХАШЬЯ

Как строгий монизм, так и дуализм обладают сущест­венными изъянами, и ни тот, ни другой в отдельности не охватывают всей истины. Монистический теизм не вы­бирает между воззрениями «Бог есть человек и мир» пан­теистического монизма и «Бог отделен от человека и ми­ра» теистического дуализма. Он сочетает в себе оба воз­зрения. Панентеизм с его кредо «все в Боге и Бог во всем» и монистический теизм — это западные названия адвайта-ишваравады, мировоззрения, которое охватывает единство Бога и души (монизм) и реальность Личностно­го Бога (теизм). Как панентеисты, мы верим в вечное единство Бога и человека на уровне Саччидананды и Парашивы. Но мы признаем различие между ними во время эволюции тела души. В конечном итоге это различие рас­творяется в единстве. Итак, есть совершенно безначаль­ное единство и временное различие, которое исчезает в совершенной тождественности. В принятии этой тождес­твенности монистические теисты отличаются от боль­шинства вишишта-адвайтинов. Веды провозглашают: «Он движется и не движется; Он далеко, но в то же время близко. Он — внутри всего, что есть, но также и снаружи. Человек, который видит всех существ в «Я» и «Я» — во всех существах, свободен от всякого страха». Аум Намах Шивайя.

Содержится ли монистический теизм в Ведах?

ШЛОКА 145

Снова и снова мы читаем в Ведах и слышим от разных садгуру: «Ахам Брахмасми», «Я есть Бог», и что Бог однов­ременно имманентен и трансцендентен. Эти ясные утвер­ждения, взятые вместе, и есть монистический теизм. Аум Намах Шивайя.

БХАШЬЯ

Монистический теизм есть философия Вед. Ученые давно подметили, что индуистские писания — то монис­тические, описывающие единство индивидуальной души и Бога, то теистические, описывающие реальность Лич­ностного Бога. Веды, Шайва-агамы и гимны святых прос­то переполнены как теизмом, так и монизмом. Монисти­ческий теизм — это стержневое учение индуизма, шива­изма. Это то заключение, к которому пришли Тирумулар, Васугупта, Горакшанатха, Бхаскара, Шрикантха, Басаванна, Валлабха, Рамакришна, Йогасвами, Нитьянанда, Радхакришнан и тысячи других. Он охватывает как сиддханту, так и веданту. Он говорит, что Бог есть и есть во всех вещах. Он выдвигает полную надежды, славы и восторга концепцию, согласно которой каждая душа в конце кон­цов сольется с Шивой в нераздельном единстве и никто не останется вечно страдать за человеческие проступки. Ве­ды мудро утверждают: «Выше и вне мирового древа, вре­мени и форм есть Тот, из которого исходит это простран­ство, — носитель дхармы, уничтожитель зла, Господь про­цветания. Знай Его как Сущего в твоем собственном «Я» и как нерушимое местопребывание всего». Аум Намах Ши­вайя.

Писания говорят о Едином и Двух

На земле нет разнообразия. Смерть за смертью получает тот, кто здесь обманывается кажущимся разнообразием. Только как на единство следует взирать на Него — на это неописуемое, непреходящее Существо, безупречную, не­рожденную Душу, великую, вечную.

Яджурведа

Созерцая Его, не имеющего ни начала, ни середины, ни конца — Единственного, всепронигающего, являющегося мудростью и блаженством, бесформенного, чудесного, все­вышнего Господа, чьей спутницей является Ума, правителя, имеющего три глаза и синее горло, мирного, — безмолвный мудрец достигает источника Бытия, вселенского свидетеля, по ту сторону тьмы.

Апгхарваведа

Где есть двойственность, там один видит другого, один ощущает запах другого, один ощущает вкус другого, один говорит с другим, один слышит другого, один знает друго­го. Но там, где все стало вашим собственным «Я», чем и ко­го вы будете видеть, чем и чей вы будете ощущать запах, чем и чей вы будете ощущать вкус, чем и с кем вы будете говорить, чем и кого вы будете слушать, чем и о ком вы бу­дете думать, чем и кого вы будете осязать, чем и кого вы будете знать? Как можно познать Того, благодаря кому зна­ем все это?

Яджурведа

Когда Великое Существо видится одновременно как вы­сшее и низшее, тогда узел сердца разрывается, все сомнения рассеиваются и карма разрушается.

Апгхарваведа

Тот, выше кого нет ничего, меньше кого нет ничего, и больше кого нет ничего, стоит, как дерево, укорененное в небесах. Им, Личностью, наполнена вся вселенная.

Яджурведа

Как вода становится одним с водой, огонь — с огнем, а воздух — с воздухом, так и сознание становится одним с Бес­конечным Сознанием и так достигает конечной свободы.

Яджурведа

Тот, кто утвержден в созерцании недвойственного един­ства, пребудет в «Я» каждого и осознает имманентное, всепронизывающее Единственное. В этом нет сомнений.

Сарваджняноттара-агама

О Шестиликий Бог! Зачем говорить об этом так много слов? Множественность форм существует только в ограни­ченном «я», и формы проявляются вовне беспокойным умом. Они воистину создаются одновременно с мыслями о них.

Сарваджняноттара-агама

Сияющее Бытие совершенного сознания «Я», присущее всей множественности слов, сущность которого состоит в знании высшей недвойственности — вот секрет мантры.

Шива-сутры

Я искал Его с мыслью о «я» и «ты». Но Он, не различающий «я» и «ты», научил меня той истине, что «я» на самом деле и есть «ты». И теперь я не говорю о «я» и «ты».

Тирумантирам

О пронизывающий все пространство, ныне и всегда, как Душа душ! Веды, Агамы, Пураны, Итихасы и все другие книги полностью подтверждают учение о недвойственнос­ти. Именно необъяснимая двойственность ведет к позна­нию недвойственности. Это согласуется с логикой, опытом, традицией и признается всеми дуалистами и недуалистами.

Таюманавар

Если Веды и Агамы провозглашают, что весь мир напол­нен Богом и нет ничего другого, как можем мы говорить, что мир существует и тело существует? Есть ли что-нибудь более заслуживающее упрека, чем приписывать им незави­симую реальность?

Натчинтанай

 


Читайте:


Добавить комментарий


Практика учения

Про одиночество

News image

Двойственность, разрушающая баланс Нам кажется, что правильно себя вести надо только во время взаимоотношений с другими лю...

Исполняять свои обяз

News image

Лучше исполняять свои обязанности, пусть несовершенным образом, чем безукоризненно чужие. Выполняя предписанные обязанности, соответствующие его пр...

Популярные статьи

Бог Кама

News image

Ка ма (санскр.  «любовь», «чувственное влечение») — в древнеиндийской мифологии бог любви, сын Лакшми и Вишну. Изображается в виде крылатого юн...

Изначальная форма

News image

Увидев эту вселенскую форму, которую я никогда не видел прежде, я испытываю радость, но в то же самое время мой...

Лакшми, дающая богатство

News image

Как вы думаете, кто самый богатый человек в Великобритании? Нет, не Абрамович … А сталелитейный олигарх Лакшми Миттал, бизнесмен с ин...

Индусские Боги

News image

Есть так много богов в Индуизме. Индусы полагают, что есть многократные Боги? Почему они поклоняются многократным богам? Есть 33 Девы (предугадывает), ко...

Философы и мыслители

О Шиве и Парвати

News image

Согласно легендам, Шива жил около 5-7 тысяч лет назад и был признан всеми авторитетами своего времени как величайший махасиддх (достигший полного совершенства) и аватара (Божественное во...

Амакришна парамахамса. Человек на все вр

News image

РАМАКРИШНА ПАРАМАХАМСА (ГАДАДХАР ЧАТТЕРДЖИ. 1836-1886) — выдающийся религиозный мыслитель и проповедник. С детских лет благодаря постоянному общению с проходившими через его деревню паломниками он познакомился «с...