Роль индуизма в мировой религии |
Религия - Религия |
Индуизм — это мировая религия не только в отношении ее широкой распространенности, но также и в отношении ее влияния на новые веяния и ее способности привлекать под свои знамена людей самых разных культур. Индуизм не принято считать миссионерской религией, но в некоторых своих формах он может проявлять себя таковым. Среди племен Индии действуют различные движения, которые выполняют задачу привлечения этих племен в индуизм. Арья Самадж по-прежнему пытается направить индусов в русло определенного мышления. На Западе, однако, наиболее известно движение ISKCON, Международное общество Сознания Кришны, чаще называемое Харе Кришна. Когда-то его считали просто культовым движением хиппи 1960-х годов. В настоящее время, несмотря на опасения некоторых ультра ортодоксальных индусов в Индии, это движение является принятой формой индуизма. Когда в 1980-х годах на острове Иниш-Рат в Северной Ирландии открывался храм, на церемонии присутствовали родившиеся в Индии индусы из разных частей Соединенного Королевства и Ирландской республики. Во время диспута Бхакти Веданта Манор в 1990-х годах большинство британских индусов поддержали ISKCON. Его красиво изданные печатные издания можно увидеть во многих мандирах и домах, они вносят весомый вклад в религиозное воспитание родившихся в Великобритании индусов. Корни движения Харе Кришна прослеживаются до XV в., когда в Бенгалии появился духовный учитель и социальный реформатор по имени Чайтанья. Он был приверженцем Кришны (в действительности многие индусы считают его аватарой этого божества). Следуя доктрине, разработанной философом XIII в. Нимбаркой, известной под названием «дуалистический монизм», он верил, что Бог — это одновременно то же самое, что индивидуальные души, и при этом отличное от них. Чайтанья много путешествовал по Северной Индии, где побуждал людей верить в Кришну. Обычно он стремился выражать это через киртан, пение религиозных песен, хотя сохранилось только восемь его стихотворений. Он умер в 1534 г., а движение, которое он основал, продолжало развиваться, хотя и не пользовалось той популярностью, какую оно имело при его жизни. Далее в истории этого движения (прекрасно изложенной Кимом Кноттом в книге «Мой сладостный Господь», изд-во Aquarian Press, 1986) мы можем перейти к 1933 г. В этом году человек по имени Абхай Чаран Де был посвящен в миссию Годийя Вайшнава, как она тогда называлась, и получил имя Прабхупада. У гуру Абхая, Бхактисиддханты Сарасвати, было видение: Чайтанья достиг англоговорящего мира за пределами Бенгалии и Индии. За две недели до смерти в 1936 г. он передал дела своему ученику. Прабхупада начал издавать журнал на английском языке под названием «Назад к Богу» и подготовил комментарий к Бхагавад-гите. В 1959 г. он покинул свою семью, чтобы выполнить обет саньясина, и в 1965 г. отплыл в Соединенные Штаты. В конце концов он привлек к движению несколько молодых людей и студентов, в сентябре 1966 г. посвятил своих первых учеников и провел церемонию бракосочетания двоих из посвященных. Вскоре после этого он объявил, к их ужасу, что они «будут петь на Вашингтон-сквер-парк». Это был неслыханный акт, он мог вызвать только насмешки и даже враждебность, но с тех пор это стало одним из обычных зрелищ, на которое приходят посмотреть приезжие туристы, к которому привыкли и рабочие, и посетители магазинов во многих странах. В августе 1968 г. три супружеские пары приехали в Англию. Задолго до этого они добились одной из своих важных целей: встретились с «Битлз». «Харе Кришна Мантра» вышла в августе 1968 г. отдельным синглом, причем верующие пели в стиле поп-музыки. В первый же день было продано 70 тысяч пластинок. При этом большинство англичан впервые услышали о движении. Движение ISKCON перестало привлекать внимание британской публики. Его поющие киртан процессии теперь привлекают мало внимания. Ратхаятра — празднование дня рождения Кришны — сопровождаемое процессиями в Лондоне и других крупных городах по обе стороны Атлантики, не освещается больше местным телевидением; несмотря на участие тысяч индусов, антикультовая пресса обращает на них мало внимания. В середине 1990-х годов имело место официальное препирательство по поводу дороги к Бхактиведанта Манор (дар Джорджа Харрисона), оно привлекло внимание большинства средств массовой информации. ISKCON больше не завоевывает приверженцев пачками (в любом случае, большинство движений приобретает десятки или сотни последователей, а не тысячи, несмотря на запугивание прессы и тревогу родителей; а в первые два года из трех обращенных выбывает двое). Притягательность новизны прошла, чтобы уступить место работе уважаемой, а не подозреваемой миссионерской организации, чья литература и образовательные услуги широко используются в индусской общине и в школах в Великобритании, где их высоко ценят. Изучающие религию возразили бы, что один тип воздействия, эфемерный и ограниченный, сменился на другой, действующий более длительно и эффективно, за который британские индусы безмерно благодарны. Другие могли бы говорить о неудаче, если бы ставилась цель завоевать сердца и умы людей Запада. Одной из отличительных черт ISKCON является требование придерживаться определенного образа жизни, куда входит воздержание, отказ от табака и алкоголя, а также наркотиков и вегетарианство. Столь строгая приверженность установленным правилам, возможно, не привлекает людей конца XX в. Ни одному движению, ни одной существующей религии, такой, например, как ислам, не удалось пока еще заменить или потеснить христианство на Западе, несмотря на упадок интереса к этой религии и уменьшение числа членов. Вакуум, возможно, будет заполнен до некоторой степени движениями, предлагающими различные техники, помогающие духовному развитию, и не требующими членства в какой-либо организации. С точки зрения этих менее формальных способов индуизм обладает определенным воздействием на не-индусский мир. Наиболее важными из этих способов являются медитация и йога. Эти дисциплины стали популярными благодаря таким учителям, как Гуру Махариши Махеш Йоги и Свами Абхишиктананда. |
Читайте: |
---|