Храмы Индии: божественная симфония |
Индуизм - Храмы |
Всезнающая статистика утверждает, что в Индии насчитывается около миллиона храмов, посвященных индуистским богам, количество которых, в свою очередь, не поддается никакому учету. Однако среди всего этого многообразия выделяются три особо почитаемых божества, на которых лежит ответственность за судьбы этого мира. Это великий Лорд Шива, известный своей страстью к разрушениям, рассудительный Вишну, который восстанавливает и пытается сохранить разрушенной Шивой, и, наконец, Брахма – ныне ушедший на покой творец Вселенной. Вот к ним-то мы и отправимся в гости. Город Шивы: вечный город Варанаси Сказать, сколько на самом деле лет Варанаси, не берется никто, но доподлинно известно, что на земле нет второго такого же города, где жизнь не прекращалась ни на минуту уже несколько тысяч лет. Современник Луксора, свидетель падения Вавилона, город, упоминаемый в старинных текстах Вед, Махабхараты и Рамаяны. Это центр, куда стремится попасть каждый индус, поскольку уже одно желание посетить Варанаси снимает грехи трех жизней, а омовение в священных водах Ганги, которая является персонификацией богини Ганги и по которой бог Шива переправляет души умерших в другой мир, на восточный берег, вообще сродни второму рождению. И хотя за всю свою историю Варанаси неоднократно подвергался разрушительным набегам (именно поэтому самые старые сооружения датируются XVIII веком), он каждый раз отстраивался заново, и сегодня здесь есть места для поклонения всем богам и полубогам индуистского пантеона. Но больше всего храмов построено в честь Шивы, на трезубце которого (на трех холмах) стоит сам город. Главный храмовый комплекс Варанаси – Каши Вишванатха (Бога Всего), или «Золотой храм», названный так за роскошные купола, на которые при строительстве ушло около тонны золота. Именно здесь хранится один из самых первых священных лингамов Ади Вишеашвара, охраняемый серебряной коброй и храмовыми служащими. Последние ревностно блюдут чистоту веры и не пускают к святыне неиндусов, которым остается любоваться храмом с крыш близлежащих зданий. Если Вишванатха является гимном мужскому началу, то храмовый комплекс Аннапурна Бхавани, напротив, воспевает женскую энергию Шакти. Храм посвящен миролюбивому воплощению Шакти – Аннапурне, которое, в отличие от кровожадной Кали и воинственной Дурги, несет страждущим горшок с едой. Сюда приходят, чтобы попросить богиню о милости, благополучии и радости. В отличие от Каши Вишванатха, в храм Дурги, посвященный Богине-Матери в ипостаси воительницы пускают всех. Кто, конечно, не испугается местных обитателей – мартышек-попрошаек, довольно бесцеремонных и требовательных созданий. На них нельзя ругаться, их нельзя прогонять, можно лишь радоваться такому вниманию к собственной персоне, поскольку каждая обратившая на тебя внимание мартышка – это милость бога. И этой милости здесь просто завались, за что храм получил свое второе название – храм Обезьян. Есть в Варанаси и роскошный Шаничар с серебряной статуей Сатурна, которого ублажают, чтобы отвести от себя и своих близких зло. Однако это не так-то просто: Сатурн гневлив и часто обращает свой гнев против молящихся. Поэтому, находясь здесь, нужно внимательно следить за тем, куда падает тень от статуи, и, упаси Сатурн, от того, чтобы она накрыла или хотя бы коснулась тебя! Но не будем искушать судьбу и отправимся дальше… Город Вишну: Тирупати, индийский Ватикан В Тирупати, на священной горе Тирумала располагается настоящая жемчужина индийского храмостроения – великолепный Вишну Венкатешвара. Если верить легендам, Тирумала есть ни что иное, как кусок священной горы Меру, заброшенной сюда богом ветра Вайю или окаменевший во время медитации бог Вишна, а окружающие его семь холмов – это кольца великого змея Шеши, который держит землю и служит ложем бога. Так или иначе, но сегодня это самый посещаемый храм в мире: ежедневно по его ступеням поднимаются более шестидесяти тысяч человек, а ожидание своей очереди поклониться и принести дары Вишне может затянуться на несколько часов. Само же пребывание у статуи двухметровой Венкатешвары, высеченной из черного камня и украшенной золотом, драгоценными камнями и гирляндами живых цветов, длится всего несколько мгновений, после чего брахмины бесцеремонно просят паломников удалиться. Мотивация действий служителей боге проста: они опасаются, что медитирующий Вишна может открыть глаза, и тогда все находящиеся в храме (а он может вместить в себя одновременно до пяти тысяч человек) будут сожжены. В действительности все объясняется гораздо проще: если каждый будет подолгу ждать благословения божества, то остальные попросту могут не попасть в Венкатешвара. А это чревато сокращением доходов храма, который является самым богатым культовым заведением Индии. Говорят, что за год храм зарабатывает около 40 млн долларов за счет добровольных пожертвований, оплаты услуг жрецов (в том числе и за право попасть на аудиенцию к Вишне без очереди) и… услуг брадобреев, коих при храме насчитывается не одна сотня. Это связано с тем, что для многих паломничество к Вишну-Венкатешвара означает возможность избавиться от грехов и земных желаний, а символом этого избавления является добровольная стрижка под ноль. Волосы потом приносятся в дар Вишне, после чего благополучно продаются разным международным компаниям на парики. Но все золотовалютные операции брахминов остаются за пределами внимания паломников, которые стекаются сюда со всей страны в надежде, что великий Вишну их услышит. По ступеням храма поднимаются как совсем юные паломники, так и умудренные жизнью старцы, для некоторых из которых это последняя попытка достучаться до небес. Город Брахмы: Пушкар Говорят, давным-давно, когда все еще только начиналось, творец Вселенной – бог Брахма уронил на землю цветок лотоса (по другой версии он специально бросил лотос, чтобы убить демона), на месте падения которого образовалось чудесное озеро Пушкар. Оно было настолько прекрасно, что спустившийся на землю Брахма совершил в нем омовение, выбрал его окрестности своим домом и поселил здесь 900 тысяч небесных существ. Вероятно, именно поэтому здесь находится Брахмаджи Мандир – единственный храм в Индии, посвященный Брахме. Почему так получилось, что у Шивы и Вишну храмов просто завались, а у Брахмы всего один? На этот счет существуют две версии. Первая, утилитарная, версия гласит о том, что Бог Брахма, сотворив Вселенную, тем самым завершил свою миссию, отправился на покой и изменить уже не может ничего – что сделано, то сделано. Поэтому просить его о чем-то бесполезно, в отличие от Шивы и Вишну, которые продолжают свою разрушительную и сохраняющую работу и будут делать это вечно. Согласно второй версии, во всем виноваты женщины. Когда Брахма изменил своей жене – богине мудрости Сарасвати (или Савитри), она прокляла его и пообещала, что во всей Индии у него будет только один храм. Собственно, так оно и вышло. Говорят, что омовение в водах озера Пушкар в полнолуние в октябре – ноябре гарантирует избавление от реинкарнаций в этом мире, а следовательно, бесконечное царствие небесное. Именно поэтому сюда стекаются толпы паломников, а берега озера, называемого не иначе, как «Царь Пушкар, Великий Царь», сплошь покрыты белоснежными храмами и многочисленными гати (ступенями, по которым спускаются к воде для омовения). Город храмов Бхубанешвар Путешествуя по местам великих паломничеств в надежде увидеть красивейшие храмы Индии, невозможно обойти стороной город Бхубанешвар, название которого переводится как «Мир богов». Когда-то на его территории было почти семь тысяч уникальных храмов, однако время и люди сделали свое дело, оставив нам крупицу былой роскоши. Сегодня в старом городе всего пятьсот храмов. Но каких! Чего стоит, например, Парашумарешвара Мандир, возраст которого насчитывает более полутора тысячи лет. Богато украшенный уникальными скульптурами, представляющими различные ипостаси бога Шивы и иллюстрации к индуистской мифологии, этот храм считается одним из самых красивых в Индии. А хранящийся здесь лингам, изрезанный тысячью своих изображений, делает его местом паломничества множества индусов. Расположенный неподалеку храм Муктешвара Мандир более молодой, но не менее популярный, чем Парашумарешвара. Возможно, причиной тому служит Маричи кунд – водоем, омовение в котором излечивает женское бесплодие. Впрочем, столь специфические свойства воды совершенно не отпугивают местную детвору, которая плещется здесь в большом количестве. В самом храме есть одна удивительная картина из серии оптических иллюзий: поднявшийся на дыбы конь, фигура которого состоит из изображений девяти различных животных. Говорят, обнаружить все девять удается не всем. Есть в Бхубанешваре и храм, где обитает живое божество. Это место называется Брахмешвара, и вход туда туристам категорически запрещен. И напрасно! На пути к храму находится роскошная статуя быка Шивы (Нанди), прикосновение к яичкам которого сулит большую благодать. А поскольку благодати хочется каждому, яички отполированы так, что в них можно смотреться вместо зеркала. Но самым-самым храмом Бхубанешвара является Лингарадж Мандир – огромный комплекс, снаружи украшенный роскошной резьбой, изображающей танцевальные па. Внутри храма находится 2,5-метровый «саморожденный» лингам, поклониться и принести которому подношение из риса, молока и священный напиток бханг – дело чести каждого верующего. К сожалению, взглянуть на это чудо иностранцу никак не можно – храм закрыт для неиндусов. Если Лингарадж производит впечатление величественное и светлое, то расположенный неподалеку Вайтал Деул – прямо противоположное. Одного взгляды на его интерьеры хватает, чтобы бежать отсюда без оглядки: изображения увешанной черепами богини Чамунды, жадной до человеческих жертвоприношений, красноречиво говорят о предназначении храма. И даже несколько эротических скульптур на внешних стенах Вайтал Деул нисколько не настраивают на лирический лад. Но это и не требуется – за чувственными эмоциями мы отправимся в Каджурахо. Храмы Каджурахо: гимн чувственной любви или путь к богу? Небольшая деревушка Каджурахо, затерянная среди густых лесов, является сегодня едва ли не самым излюбленным туристами местом. И все благодаря двум храмовым комплексам, каждый сантиметр стен которых украшают чувственные скульптуры, словно сошедшие со страниц Кама-Сутры. Согласно легенде, этим произведением архитектуры мы обязаны основателю династии Чандела, который увидел во сне свою мать, умолявшую построить храм, олицетворявший суетность нашего бытия и тщетность желаний. И, действительно, если на минуточку отвлечься от акробатических сексуальных поз, то мы увидим, что лица людей везде одинаковы. Никаких эмоций – сплошная улыбчивая отрешенность. Но почему? Над этим вопросом бьются люди с того момента, как в конце XIX века эти храмы были открыты, отреставрированы и явлены миру. Одни говорят, что, пройдя мимо эротических сцен в храм, мы тем самым символически оставляем за спиной все наши плотские, мирские желания и устремляемся к богу с чистой душой. Другие видят в скульптурах объекты медитации, освобождающие человека от похоти. Третьи настаивают на немедленном уничтожении этих храмов как противоречащих самой сути сакральных строений. Четвертые просто любуются этим чудом, созданным почти тысячу лет назад. А пятые… пятые считают, что храмы в Каджурахо – это призыв принять в себе все, что есть: духовность, сексуальность, созидательную и разрушительную силу, любовь к детям и к этому миру. И тогда (и только тогда!) нам будет открыт путь к Богу, который вмещает в себя все. |
Читайте: |
---|