Тексты шрути |
Основа - Священные писания |
- Веды (1200—1000 гг. до н. э.) состоят из четырех отдельных сочинений, именуемых Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа. Каждая Веда в свою очередь состоит из четырех частей: в хронологическом порядке это Самхита, Брахманы, Араньяки и Упанишады. - Самхиты содержат гимны, восхваляющие Бога под его различными именами. Они составляют основу каждой Веды и являются самой древней частью Вед. - Ригведа Самхита — это старейшая часть из всех четырех Вед. Текст в ней подразделяется на десять книг (именуемых мандолами), в которых содержатся 1028 гимнов, восхваляющих древние божества. Имена некоторых из этих божеств приведены в материале. Многие из гимнов Ригведы появляются также в последующих двух Ведах, но в ритуальных целях они организованы по-другому. - Яджурведа Самхита использовалась священниками в качестве руководства во время ведических жертвоприношений. В настоящее время текст представлен в двух сборниках. - Самаведа Самхита состоит из песнопений и мелодий, указывает музыкальные темы для пения гимнов во время особых жертвоприношений. - Атхарваведа Самхита сохраняет множество доарийс-ких традиций, имеющих отношение к чарам, колдовству и магическим формулам. Многие мантры из этих текстов используются в современном индуизме в службах и при проведении ритуалов. Стихи Гаятри из Ригведы часто читают на дневной службе. Гимны, описывающие бога Вишну и Пурушу, Космического человека, поют во время исполнения полной пуд-жи. Стихи из первых двух Вед используются в качестве мантр на церемониях получения священной нити и бракосочетания. - Брахманы (800—500 гг. до н. э.) — это учебники по ритуалам и молитвам для жрецов, написанные прозой. Они образуют вторую часть ведической литературы и были составлены после Самхиты. Существует семь наиболее важных брахманических текстов. - Араньяки (400—200 гг. до н. э.) являются результатом происходивших в лесу споров и дискуссий о поклонении Богу, медитации и ритуалах. Они образуют третью часть Шрути. До нас дошли только четыре текста, они прилагаются к первым двум Ведам. - Упанишады (400—200 гг. до н. э.) содержат мистические концепции философии индуизма. Слово «упанишад» означает «сидеть рядом» и указывает на то, что тексты носили (и носят) наставнический характер и передавались гуру своим избранным ученикам, которые садились рядом, чтобы получить мистическое знание. Тексты Упанишад были составлены ближе к концу ведического периода и образуют основу того, что впоследствии стало называться философией веданты. Некоторые из них включены в Брахманы и Араньяки и имеют аналогичные названия. Брахманы имеют дело с исполнением ритуалов, а Упанишады посвящены философским знаниям. По традиции в них входят 108 текстов, но только 15 считаются наиболее важными. В этих текстах содержатся некоторые из самых значительных философских идей индуизма: Индивидуальная душа (атман) и Вселенская душа (Брахман) подобны. Брахман не имеет формы и вечен. Видимый мир — иллюзия (майя). Душа проходит через последовательный цикл жизней (сансару), и ее последующее существование определяется последствиями действий (кармой), совершенных в предыдущем существовании. Душа способна достичь освобождения (мокши). В сотворенной Вселенной все вещи состоят в единстве. |
Читайте: |
---|