Sunday 13th of October 2024

Материальный мир
Учение - Жизнь, деятельность человека

материальный мир

Каким образом материальная природа влияет на человека, его сознание и судьбу? Внешняя энергия проявляет себя как материальный мир. Она называется внешней, т.к. качественно отделена от своего источника. Что значит отделена?

Отделенная внешняя энергия

Внешняя энергия является тенью, или искаженным отражением внутренней энергии Абсолюта.

Истинная жизнь существует в мире жизни, а не смерти, как Вы понимаете, это не относится к существованию в нашей вселенной, за ее пределами все живое, все исполнено вечности, знания и блаженства. Но материя обладает другими качествами: ее бытие недолговечно, она инертна и тупа, ее природа - невежество и тьма. Входя в контакт с материей, т.е. рождаясь в материальном теле, живое существо страдает.

Как тень, отбрасываемая предметом, может напоминать нам о самом предмете, так и внешняя энергия, являясь тенью внутренней, напоминает нам об истинной реальности. Внутренняя энергия насыщена жизнью, тогда как внешняя лишена жизни. Поэтому внешняя энергия называется отделенной. Вживленные в мертвую материю живые существа (подобно водителю автомобиля) делают этот мир одушевленным.

Безличная прослойка времени

За счет чего происходит отделение внешней энергии от внутренней? Об этом говорится в 3 части ведического философского трактата Шримад Бхагаватам (3.10.12):

Время (к ала ) - непроявленный безличный аспект Вишну - отделяет материальный космос (как материальную энергию) от самого Вишну . Мироздание существует как объективное проявление и находится под властью все той же материальной энергии Вишну

Этот мир создан из энергии Абсолюта, но эта энергия такова, что она не позволяет нам непосредственно воспринять Его (подобно ослепительному сиянию солнца, которое заслоняет от зрителя сам солнечный диск). Существует безличная прослойка, которая называется время (на санскрите - кала), которая отделяет материальный мир от Абсолюта, поэтому людям кажется, что мир, в котором они живут, существует независимо от Него. Однако ничто не существует независимо, наоборот, все зависит от Него. В Бхагавад-Гите (9.10) говорится:

Эта материальная природа, которая является одной из моих энергий, работает под Моим надзором, о сын Кунти, производя все движущиеся и неподвижные существа. Под ее управлением это проявление творится и уничтожается снова и снова

Человеческий голос, записанный на магнитную ленту, существует отдельно от человека. Подобно тому, как звуки голоса закрепляются на магнитной ленте, весь материальный космос покоится на материальной энергии и благодаря времени кажется отделенным от источника. Следовательно, материальный мир - это объективное проявление Абсолюта, его безличный аспект, которому уделяют такое внимание философы-имперсоналисты.

Хотя и низшая, но все же могущественная

Из комментария на Бхагавад-Гиту к тексту 7.14:

Направляемая высшей волей, материальная природа, несмотря на то, что она - низшая, обладает столь удивительной способностью строить и разрушать космическое проявление. Веды подтверждают это следующим образом: Хотя майа (иллюзия) и преходяща, ее основа - это верховный иллюзионист, Махешвара, высший правитель (Шветашватара-упанишад, 4.10).

В самом же тексте 7.14 говорится:

Трудно преодолеть эту Мою божественную энергию, состоящую из трех гун материальной природы. Но тот, кто вручил себя Мне, может легко выйти из-под ее влияния

Прочитав это, можно спросить:

А зачем, собственно, преодолевать эту материальную природу? Что за проблемы?

Основные проблемы жизни в материи.

Эти проблемы лежат на поверхности. Наше Я - неизменно. Мы хотим жить вечно. Материя же постоянно меняется, поэтому материальное тело обречено на смерть. Из-за этого мертвая материя никогда не может полностью осуществить наши желания.

Основные проблемы, с которыми мы сталкиваемся в материальном мире - это проблемы 1) повторяющихся рождений, 2) смерти, 3) старости и 4) болезней. На протяжении жизни в материи, мы вынуждены испытывать другие три вида страданий:

1) адхидайвика-клеша - страдания от засух, землетрясений, наводнений и других стихийных бедствий, вызываемых высшими силами природы;

2) адхибхаутика-клеша - страдания, которые причиняют другие живые существа, например насекомые или враги;

3) адхйатмика-клеша - страдания, которые причиняют нам собственные тело и ум, т.е. телесные недуги и психические проблемы.

В мире материи само наше существование проходит в атмосфере несуществования. В принципе, мы не предназначены для того, чтобы нам грозило несуществование. Наше существование вечно. Но в материальном мире мы ввергнуты в асат. Асат означает то, что не существует.

Помимо проблем, связанных с противоречием между нашим стремлением к вечности и материальной природой, есть также проблемы с другими ожиданиями. Каждая душа остро нуждается в знании и еще более остро - в наслаждении. Источником всего знания и всего блаженства является Абсолют. Прийти в материальный мир, во внешнюю энергию, которая качественно отделена от Него, значит отделить себя от чистого проявления этих энергий. Как нелепо, отрезав себя от Источника всего знания и блаженства, изо всех сил пытаться стать здесь знающим и удовлетворенным!

Основная причина конфликтов на всех уровнях - это неудовлетворенные ожидания. Наши ожидания никогда не будут удовлетворены в рамках материального существования, поэтому сочетание духа и материи - это конфликтное сочетание с самого начала, независимо от того, верим мы в это или нет. Острый дефицит знания и счастья, неуверенность в будущем приводит человека и человеческое общество к целому клубку неразрешимых проблем. Люди постоянно сбиты с толку и обеспокоены такими проблемами как:

Неизбежная смерть, противоречивость различных ценностей, идеалов, вероисповеданий, противоречивые теории познания, вопросы греха и добродетели, конфликт стремления человека к свободе с его ограниченной природой, конфликт потребностей личности с потребностями общества, взаимоотношения человека с планетой, перенаселенность, будущее мира, война и национализм, ограничения языка и языковые барьеры, влияние иррациональных побуждений на поведение, неизвестность :

Двойственность.

Причины всех этих проблем - двойственность. Двойственность - это природа этого мира. Мы безуспешно пытаемся примирить между собой многие несовместимые противоположности. Эта женщина обожает сладости, но страдает от ожирения. Этот мужчина не может ужиться с женщинами, но и жить без них не может. Ежедневно мы пытаемся примирить жару и холод, удовольствие и боль, тонкий ум и грубое тело, большое и малое, богатство и бедность, свет и тьму, любовь и ненависть, добро и зло, жизнь и смерть.

Веды утверждают, что принятие материального существования означает принятие двойственности счастья и страданий. Это единый пакет, в котором, вместе с материальным счастьем, мы вынуждены принять материальные страдания. Представьте такую ситуацию, вам предлагают взять монету, на которой написано Счастье. Вы с радостью берете ее, но к несчастью, на этой монетке есть обратная сторона, на которой написано Страдание. Это единое целое.

Люди, не понимающие двойственной природы этого мира, ставят перед собой иллюзорные цели, вроде такой: Живя в этом мире, избавить себя и других от всех страданий. Цель хорошая, но Веды предупреждают что, она принципиально неосуществима в этом мире. Если мы действительно хотим быть счастливы, то нам нужно отказаться от самой идеи материального существования.

Тюремное сознание воплощенных существ.

Этот мир сравнивается с тюрьмой. Часто бывает так, что люди, долгое время живущие в тюрьме, привыкают к этой жизни настолько, что не хотят выходить оттуда, а иногда даже и не представляют, что можно жить как-то иначе. Подобно этому, находясь в тюрьме материального мира миллионы жизней, мы можем не представлять, что можно жить иначе.

Оковы этой тюрьмы - это материальные привязанности. Им нет числа. И поэтому нет числа материалистическим философиям, назначение которых - оправдать эти бесчисленные привязанности.

Природу этих привязанностей можно понять на примере поимки обезьян в Африке. При появлении охотника все дикие обезьяны прячутся на деревьях, внимательно следя при этом за действиями человека. Охотник делает вид, что никого не замечает. Таинственно оглядываясь, он подходит к дереву, и на виду у всех обезьян достает из мешка большой ящик из прозрачного плексигласа. Прозрачный ящик надежно прикрепляется к стволу дерева. Обезьяны видят, что внутри этого ящика что-то лежит. Таинственно оглянувшись еще раз, охотник уходит.

Совершенно заинтригованные поведением охотника обезьяны ломают себе голову: Что же в этом ящике? Самая смелая обезьяна подбирается ближе к ящику, и видит, что внутри лежит рис, а в ящике есть отверстие! Окончательно осмелев, она подбегает к ящику, просовывает туда лапу, и хватает рис. Но отверстие слишком мало, чтобы можно было вытащить рис. Обезьяна дергает лапой, но вытащить его не может.

Издалека показывается охотник и, не торопясь, приближается к дереву. Обезьяна начинает беспокоиться. Она изо всех сил дергается, пытается вытащить лапу вместе с рисом, но тщетно. Она кричит, но выпустить рис и вытащить лапу не хочет. В конце концов, охотник подходит, оглушает эту обезьяну ударом палки, хватает ее и бросает в мешок.

Интересно, что разные обезьяны могут кричать по-разному, но суть всех этих криков одна: Не отдам! Всевозможные философии этого мира - это не что иное, как крики обезьяны, которая не хочет отпустить этот несчастный ананас. Внешне они могут выглядеть по-разному, отличаться по терминологии, по происхождению, по времени появления и т.п., но их суть одна - оправдать материальные привязанности человека. Философы-материалисты всевозможных оттенков занимаются тем, что выдумывают для людей этого мира оправдания своему рабству. Например, в середине 90-ых годов в одной из центральных газет России вышла статья крупного академика-востоковеда, под названием: Я выбираю самсару. Название говорит само за себя. Статья, насыщенная наукообразными рассуждениями, объясняла, что жизнь в материи - это вовсе неплохо. Такого рода философские индульгенции с благодарностью принимаются, и пользуются большим спросом среди живых существ с тюремным сознанием. Однако когда приходит охотник, т.е. смерть, все эти индульгенции оказывается недействительными. Они пусты и бессильны, как крики обезьяны, привязанной к дереву собственным невежеством.

Возникает вопрос: Неужели можно жить без привязанностей? Что же это за жизнь такая? - Ведическая философия практична. Веды утверждают, что живое существо не может жить без привязанностей. Привязанность - это побочный результат любви, а любовь - это проявление энергии наслаждения, к которой стремится каждый. Плохи не привязанности сами по себе, а их неправильное приложение, когда я привязываюсь к тому, что заведомо будет приносить мне страдания. Даже если объекты этого мира хороши, рано или поздно они прекратят свое существование. Сильная привязанность к этим объектам закончится разрывом, после чего в сердце остается кровоточащая рана.

Мы можем освободиться от материальных привязанностей, только заменив их духовными. Этот процесс гораздо более действенный и безболезненный, чем сухое отречение от этого мира. Но как это сделать практически? Сокровенные разделы Вед описывают духовную практику бхакти-йоги. Это серьезная наука, которую следует практиковать под руководством духовного наставника. Человек, следующий пути бхакти, может, не меняя своего социального и профессионального положения в обществе, сделать ощутимый прогресс в духовной жизни.

Суть этой практики заключается в следующем: нужно построить свою жизнь так, чтобы живя в этом мире, привязываться не к иллюзорным именам, формам, качествам и событиям материального мира, а к вечной духовной Реальности, ее формам, качествам. В действительности, в этом и состоит суть духовной жизни. Вечные объекты духовного мира - это реальность, но понять и ощутить это можно только в обществе возвышенных душ, посвятивших свою жизнь развитию духовных привязанностей.

Может возникнуть еще один вопрос: Ну, а если отказаться от материальных привязанностей, неужели мы избежим смерти? - Нет, тело умрет в любом случае. Но, находясь в чистом сознании, нам не нужно будет переживать смерть этого тела. Смысл в том, чтобы избавиться от тюремного, материального, рабского сознания, и обрести сознание духовного существа. Тюремное сознание приведет к тому, что мы будем вынуждены снова и снова рождаться в тюрьме материального мира. Но с помощью могущественной духовной практики можно уже в этой жизни обрести высшем сознание:

Тот, кто пребывает в духовном сознании, хотя и видит, слышит, осязает, обоняет, ест, движется, спит, дышит, всегда внутренне понимает, что фактически он ничего не делает, ибо разговаривая, опорожняя желудок, наполняя его, открывая и закрывая глаза, он всегда знает, что лишь материальные чувства взаимодействуют с их объектами, но сам он стоит в стороне. ( Бхагавад-Гита , 5.8-9)

Для того чтобы совершать духовную практику, необходимо иметь чистую духовную философию. И наоборот, обезьяньи крики, составляющие бесчисленные обманные философии, являются причиной возникновения обманных религий и практик, которые оставят живое существо в этом мире.

Оболочки невежества.

Теперь более подробно остановимся на вопросе: Почему люди считают, что жить вне материального мира, невозможно? Откуда исходят эти представления?

Чтобы ответить на этот вопрос нам нужно разобрать функциональные аспекты внешней энергии. Комментарии этапы творения, описаны в 3-ей книге Шримад-Бхагаватам:

Живое существо вводит в заблуждение энергия :, которую именуют авидьей. Авидьей, или невежеством, называют материальную энергию, однако для : занятых чистым преданным служением, та же самая энергия становится видьей, чистым знанием. Подтверждение тому мы находим в Бхагавад-гите [1] . Таким образом, материальная энергия действует одновременно в трех аспектах: как созидающий принцип материального мира, как невежество и как знание. В предыдущем стихе уже говорилось о том, что на четвертом этапе творения, помимо всего прочего, создается знание. Изначально мы не являются глупцами и невеждами, но под влиянием материальной энергии : они утрачивают разум, а вместе с ним и способность правильно использовать свое знание. (Ш.Б. 3.10.17, комм.)

Итак, у материальной природы есть 3 аспекта:

1) Созидающий аспект;

2) Аспект знания (видйа);

3) Аспект невежества (авидйа).

Но основной контингент существ, населяющих материальный мир, заниматься бескорыстным служением не хочет. По отношению к ним материальная энергия проявляет аспект невежества.

Зачем нужно невежество? Абсолют всемогущий и всезнающий, Он полностью контролирует внешнюю энергию. Фактически по Его воле она ввергает живые существа в невежество? Зачем?

Ответ таков: Затем, чтобы исполнить наши желания. Но неужели же у нас было желание стать невежественными? - По сути, да, именно так, но это желание было сформулировано в другой форме, более благозвучной. Так что же это за желание? Это желание существовать независимо от Абсолютной Истины.

Здесь стоит немного остановиться и поразмыслить, так ли это? Что значит существовать независимо? - Независимо означает: у меня своя жизнь, у Него - своя. Они никак не связаны. Мои интересы заботы и нужды, никак не связаны с Его интересами и желаниями. Меня они не интересуют, и я особенно не хочу принимать их в расчет.

На планетах духовного мира жить в таком сознании просто не удастся, потому что там Абсолют присутствует лично и все напоминает о Его абсолютном положении. Для того чтобы хорошенько забыть обо всем абсолютном, есть специально выделенное место - относительный материальный мир.

На начальной стадии иллюзии живое существо в материальном мире просто хочет жить своей жизнью. Когда же эта иллюзия достигает зрелой стадии, живое существо хочет стать не просто независимым, а занять место Абсолюта.

Да, Абсолютная Личность всемогуща и всезнающа, очень щедра и любит исполнять желания всех живых существ, даже если эти желания совершенно невыполнимы. Желание жить независимо от Абсолюта - это невыполнимое желание. Почему?

По определению. Слово Абсолют означает, что Абсолютная Истина независима от всех, все же зависят от Нее. Желание стать независимым от Абсолюта неосуществимо. Оно входит в противоречие с вечным положением вещей. Хотя его исполнить нельзя, можно создать видимость того, что оно исполнилось, или вот-вот исполнится. Эта видимость создается иллюзорной материальной энергией.

Таков аспект невежества, присущий материальной природе. В свою очередь энергия невежества (т.е. авидйа) делится на 2 вида:

1) Покрывающая энергия;

2) Сбрасывающая энергия.

Вначале, когда живое существо, из-за своего желания независимого существования, соприкасается с материальной энергией, покрывающая функция иллюзии забирает у него знание о его вечной форме. Затем сбрасывающая функция предлагает принять ложное знание о своем я, как о тонкой или грубой материи.

Когда душа принимает это предложение, и впускает в свой разум (т.е. в свою парадигму), материальное самоотождествление, в ход вступает опять покрывающая функция и покрывает живое существо грубым и тонким телами. Далее снова сбрасывающая функция предлагает общение с низшими энергиями (о которых речь пойдет ниже), и с помощью этого общения стягивает сознание живого существа на более низкие уровни, делая его все более и более материалистичным.

В последствие, когда живое существо серьезно запуталось в своих привязанностях к материи, покрывающая функция выступает как ощущение самодовольства от своего положения в материальном мире, а сбрасывающая функция отвлекает и отговаривает ее от попыток выпутаться из этого рабства.

1) Покрывающая энергия

Мы приведем 2 отрывка из комментариев, которые более подробно описывают покрывающую функцию материальной энергии.

Шримад-Бхагаватам 3.30.4: ТЕКСТ:

В какой бы форме жизни ни родилось живое существо, оно получает определенное удовольствие от пребывания в теле данного типа и никогда не сожалеет о том, что находится в подобных условиях.

КОММЕНТАРИЙ: Удовлетворение, которое испытывает живое существо, пребывая в материальном теле, каким бы отвратительным оно ни было, называется иллюзией. Человек, занимающий высокое положение, может жалеть людей, принадлежащих к низшим слоям общества, но сами они обычно вполне довольны своей жизнью.

: материалистичные люди и животные получают удовольствие в любых условиях жизни, потому что их знание покрыто пеленой иллюзии. На низших ступенях эволюции или в низших формах жизни сознание живого существа развито так слабо, что оно не способно отличить счастье от горя. Так действует аваранатмика-шакти. Даже свинья, которая живет, питаясь испражнениями, чувствует себя счастливой, хотя человек, находящийся на более высокой ступени развития, видя, как свинья пожирает чужие испражнения, содрогается от отвращения.

Иллюзия проявляется в том, что обусловленная душа даже не пытается постичь свою истинную природу. Ее куда больше интересует внешняя оболочка, бренное тело, которое существует в течение ничтожно короткого промежутка времени и обращается в прах, когда отведенный ему срок истекает. Переселяясь из одного тела в другое, живое существо попадает в иные условия существования, но, околдованное майей, оно и в этих условиях радуется жизни. Эта способность майи называется аваранатмика-шакти. Чары аваранатмика-шакти так сильны, что живое существо, попавшее под их влияние, всегда будет довольно жизнью, в каких бы ужасных условиях существования оно ни оказалось. Оно будет довольно своей жизнью:

2) Сбрасывающая энергия

В одном из фрагментов 10-ой главы книги Дхарма - путь трансцендентности, автор более подробно описывает сбрасывающую функцию иллюзорной энергии:

Пракшепатмика-шакти сбрасывает живое существо в океан материального существования и держит его там, : и чем более низок человек, тем больше иллюзия (материальная энергия) будет чинить ему препятствий, такова неблагодарная работа майи. Она подобна департаменту полиции в городе. Полиция никого не считает своим врагом, но если кто-то совершает преступление, они арестуют его, бросают в тюрьму и наказывают:

5 оболочек невежества

В результате запутанности в материальном существовании, вокруг чистой духовной души возникает целый кокон, состоящий из 5-ти оболочек невежества. Все эти виды невежества являются составной частью парадигмы материалиста. Шримад-Бхагаватам (3.20.18) говорит об этом следующим образом:

ТЕКСТ: Брахма начал с того, что из собственной тени сотворил оболочки невежества, которые покрывают каждую обусловленное существо. Таких оболочек насчитывается пять:

КОММЕНТАРИЙ: : живые существа, приходящие в материальный мир для того, чтобы наслаждаться, сначала покрываются пятью оболочками.

1. Первой является оболочка тамисры - оболочка гнева. : Причиной забвения живым существом своего истинного предназначения является гнев или зависть.:От образа мыслей, навязанного живому существу иллюзией, трудно избавиться даже тому, кто идет по пути духовного самоосознания. Многие из тех, кто пытается вырваться из плена материальной жизни, мечтают о покое или пустоте. Таким образом, даже в трансцендентной деятельности они руководствуются низменными мотивами, продиктованными тамисрой .

2. Андха-тамисра, разновидность иллюзии, держит живое существо под впечатлением, что со смертью его тела всему приходит конец. Люди, как правило, принимают свое тело за свое Я и потому считают, что для них все кончается со смертью тела. Поэтому, пока тело существует, они стремятся получить от материальной жизни как можно больше удовольствий. Их теория проста: Пока ты жив, живи в богатстве и роскоши. И пусть тебя не смущает, что при этом ты совершаешь так называемые грехи. Ешь как можно больше. Попрошайничай, занимай, кради и, если ты думаешь, что, воруя или влезая в долги, ты запутываешься в сетях порока и что впоследствии тебе придется за это расплачиваться, выкинь из головы весь этот вздор, ибо со смертью тела всему приходит конец. Что бы ни делал человек в этой жизни, он ни за что не несет ответственности . Подобные представления материалистов ведут человеческую цивилизацию к гибели, так как лишают людей знания о том, что жизнь вечна.

3. Невежеством называют состояние, в котором живое существо не знает о существовании сознания отличного от тела. Весь материальный мир тоже иногда называют невежеством (тамасом), поскольку девяносто девять процентов его обитателей не ведают о том, что они духовны. В этом мире практически каждый отождествляет себя с телом и ничего не знает о духовной душе.

4. Основу материального существования таких заблудших живых существ составляет половая жизнь. : По мере того как эти привязанности становятся сильнее, они все глубже увязают в иллюзии телесного самоотождествления, которую называют мохой. Так живое существо попадает во все большую зависимость от представлений о том, что я - это тело, и все, что связано с телом, принадлежит мне , и весь мир погружается в иллюзию, возникают обособленные сообщества людей, семьи и нации, которые беспрестанно воюют друг с другом.

5. Маха-моха - это безумная жажда материальных удовольствий. Особенно в этот век, эту эпоху, все буквально одержимы безумной идеей накопить богатства, чтобы наслаждаться материальной жизнью.

Такова наша ситуация в материальном мире, если посмотреть на нее без розовых очков иллюзии. Теперь мы опишем предназначение материального мира с точки зрения его Источника.

Предназначение материального мира

Шримад-Бхагаватам , 3.5.24, комм.: : Творение предоставляет нам (погруженным в сон забвения) возможность вернуться домой, :, и в этом его основное назначение. Абсолют так милостив, что, пока материальный космос не проявлен, Он чувствует, что чего-то недостает, и это ощущение неполноты, возникающее у Него, является причиной сотворения материального мира. Все это нужно Абсолюту только для того, чтобы пробудить спящие обусловленные души к настоящей жизни, жизни в духовном сознании, и дать им возможность стать такими же совершенными...

Теперь мы поговорим о трех гунах материальной природы.

Понятие трех гун природы

В материальном мире мы можем наблюдать три основные процесса, которые происходят повсюду, начиная с микроскопического уровня, и кончая вселенским. Это:

Ø Сотворение, начало

Ø Поддержание, сохранение, середина

Ø Уничтожение, конец

Веды учат, что за внешними, видимыми процессами сотворения, подержания и уничтожения стоят скрытые, тонкие силы, которые пронизывают собой все в материальном мире. Эти силы называются гунами. Слово гуна переводится как качество, модус, режим а также верёвка. На санскрите три гуны называются так:

· саттва-гуна (качество благости или добродетели)

· раджо-гуна (качество страсти)

· тамо-гуна ( качество невежества).

Для того чтобы иметь ясное понимание того, что происходит в материальном мире, нужно научиться распознавать влияние этих гун.

Материальная природа едина, но она может действовать трояко. Когда что-либо появляется на свет, мы говорим, что природа действует в режиме страсти. Когда что-либо продолжает существовать, природа действует в режиме добродетели, саттва-гуне. И когда что-либо разрушается, природа действует в режиме невежества - тамасе.

Именно гуны определяют психологический тип личности человека. Сквозь призму трех гун мы можем научиться видеть три режима работы ума и разума человека. Гуна благости проявляется в состоянии, когда человек отрешен, бесстрастен и заинтересован в знании ради него самого. Гуна страсти обнаруживает себя в страстных желаниях и стремлениях, которые побуждают человека прилагать напряженные усилия для того, чтобы добиться желанного объекта. Гуна невежества проявляется в апатии, безразличии, забывчивости, рассеянности и заблуждения.

Другими словами, когда сознание обусловлено праведностью, оно будет восприимчиво и внимательно (по отношению к любому, или почти к любому вопросу, на котором оно сосредоточено) и, в то же время, отрешенным и не преследующим выгоды. Сознание, обусловленное страстью, возбуждено, узко направлено и сосредоточено на объекте желания. Сознание, обусловленное невежеством легко отвлечь, оно неспособно познавать, невнимательно, хронически склонно к ложному пониманию или восприятию.

Исходя из такого описания мира, который предлагают Веды, каждый из нас может распознать эти три психологические состояния, опираясь на свой собственный опыт. Вероятно, в своей жизни мы уже провели какое-то время в каждом из этих трех режимах. Все три гуны присутствуют в каждом человеке, и, как говорится в Бхагавад-гите (14.10) среди этих трех гун всегда происходит соревнование за первенство. Тем не менее, у каждого человека существует определенная гуна, которая доминирует над ним. Действуя в своем особом стиле, она приводит этого человека к характерному результату. Таким образом, Бхагавад-Гита говорит, что гуна благости приводит человека к счастью или удовлетворению. Результатом действия этой гуны является знание. Гуна страсти толкает человека к деятельности с корыстными мотивами, и приносит страдание (потому что страстным желаниям нет конца; умножаясь и побуждая нас к деятельности, они никогда не приносят удовлетворения). Гуна невежества обрекает человека на глупость; результатом этой гуны является систематическое заблуждение или безумие.

Характеризуют три чистых типа этих гун: Один - счастлив, другой - очень активен, третий - беспомощен. (Бхагавад-Гита, 14.6, комментарий).

Всё многообразие в материальном мире вызвано влиянием гун. Эти три первоначальные качества можно сравнить с тремя основными цветами. Также как, смешивая три цвета - красный, синий и жёлтый, мы получаем бесконечную палитру цветов [2] , так и взаимодействие трёх гун является источником бесконечного многообразия этого мира.

Знание о трех гунах природы составляет важную часть Ведической парадигмы и является основой для научного понимания материального мира. Мы можем проверить эффективность этого взгляда на мир, так же как мы обычно проверяем любые другие новые парадигмы.

Каждый мыслящий человек, изучая мир, встречается с различными организованными структурами мысли, - будь то культурные, философские, религиозные, научные или идеологические. Любая такая структура представляет собой систему абстрактных категорий, с помощью которых мы можем оценивать и понимать мир.

Знакомясь с новой системой взглядов, мы иногда обнаруживаем, что эта система помогает высветить те сферы нашего опыта, которые ранее были для нас непонятными или числились в списке неактуальных. Затем, если, практически применяя эту систему в нашей жизни, мы обнаруживаем, что с ее помощью мы способны по-иному строить свои взаимоотношения с этим миром, и что такой подход, похоже, дает стабильные результаты, то мы оцениваем эту систему высшим баллом, называя ее истиной.

Взгляд на мир сквозь призму гун природы очень поможет тем, кто ставит своей целью достижение освобождения, трансцендентности. И трансцендентность означает совершенно определенную вещь. Это значит стать трансцендентным по отношению к гунам, т.е. возвысить свое сознание над гунами материальной природы:

Если человек захочет, он может выработать в себе качества, характеризующие гуну благости, и победить страсть и невежество. : Несмотря на могущество трех материальных гун, тот, кто исполнен решимости, может подняться на уровень гуны благости, а затем достичь чистой благости, состояние бытия, которое называют васудева . ... (Бхагавад-Гита,14.10, комментарий)

Наиболее легким и действенным способом прогресса в эту эпоху является метод бхакти-йоги. Тот, кто практикует этот метод, имеет ясные критерии того, правильно он развивается в духовной жизни или нет. Начальным результатом правильного развития духовной культуры должно быть исчезновение у практикующего признаков невежества и страсти. Похоть, жадность, гнев и пр. должны уйти из сердца. Таким образом, человек утверждается в благости. Поднять сознание в благость совершенно необходимо для того, что начать понимать и ощущать духовную реальность. Таким образом, хотя благости и представляет собой материальный уровень, тем не менее, она является пусковой установкой, с помощью которой человек может отправиться в последнее путешествие к трансцендентности, где нет ни творения, ни разрушения.

Так, теория о качествах природы, предоставляет начинающим трансценденталистам маршрутную карту этого материального мира, карту, на которой ясно прочерчен путь к высшей цели.

Принципиальное описание гун природы:

Саттва-гуна - поддержание, стремление к познанию, умиротворению и миру, полезность, эффективность, духовность, просветление, духовный рост, праведность, чистота, счастье умиротворенность, чувство долга, стабильность; с мирение, правдивость , умеренность, интеллегентность .

Раджо-гуна - творчество, гордость, самовозвеличивание, динамика, любое материальное начинание, сражение и борьба, секс, стремление к богатству, славе, почету, власти, независимости, желание выделиться.

Тамо - гуна - разрушение, деградация, лень, сон, безумие, апатия, депрессия, бездействие, ошибочное восприятие окружающей действительности, неведение, агрессия, тупость, нечистоплотность, зависть, извращенные желания, оскорбительная речь, страдание.

Материальный мир начинается и заканчивается на трёх гунах природы. Следовательно, всё, что находится в этом мире, также пронизывается гунами. Жизнь человека, а именно все сферы его жизни определяются разным влиянием природы. Ниже вашему вниманию предлагаются сравнительные таблицы, в которых описано это влияние.

10 проводников материальной природы:

1. Религиозные писания (литература):

Литература, из которой человек черпает свои жизненные ценности. В разные эпохи эту роль играли Бхагавад-гита, Библия, Домострой, Как закалялась сталь, а сегодня это может быть заурядная бульварная желтая пресса, любовные романы или мистика.

2. Общение и воспитание:

Общение подобно кристаллу отражает наше будущее. Один из основных факторов формирования нашей кармы, через общение и воспитание формируется характер и мировоззрение даже взрослого человека, что уж говорить о несмышленом ребенке. Всегда следует стремиться к общению и служению святым, иначе будущее человека полно мрачных перспектив (скажи мне кто твой друг:). Хорошее общение - это результат благочестивой кармы в этой жизни и прошлых воплощениях.

3. Деятельность (карма)

Каждое действие имеет свои последствия, в соответствии с характером поступка и мотивом человека. Карма формируется только на планете Земля, во всех остальных районах вселенной живое существо пожинает ее плоды. Праведные действия постепенно ведут к освобождению из тюрьмы материального мира.

4. Рождение

То, в какой семье родился человек, в каком сознании его зачали родители, в какой атмосфере вынашивала его мать, желанный ли он ребенок и какие чувства к нему испытывают родители, очень сильно определяет характер сознания ребенка.

5. Очистительные (религиозные) ритуалы

Все основные события в жизни человека, такие как зачатие, рождение, начало обучения, женитьба, рождение детей, смерть и посмертные обряды (поминальные) должны сопровождаться научно обоснованными ритуальным процедурами (самскарами), уничтожающими неблагоприятные влияния на сознание человека, его негативную карму, неблагоприятные желания, Самскары гарантируют высшее рождение и более благоприятное течение событий в этой и будущих жизнях.

6. Время:

Любой момент времени может быть благоприятным, неблагоприятным или нейтральным для той или иной материальной деятельности, поэтому всегда следует правильно выбирать благоприятный период времени. Духовная деятельность способна нейтрализовать и трансформировать характер ситуации в благоприятный, т.е. не существует момента времени, когда бы было неблагоприятно совершать духовную практику. Время в духовном мире характеризуется аспектом вечного настоящего.

7. Место:

Место, где вы живете работаете или отдыхаете, должно быть благоприятно вашему физическому, эмоциональному и интеллектуальному здоровью, т.е. должны отсутствовать загрязнение среды, шумы, сверх допустимых для вас норм, неблагоприятное социальное окружение или политический режим, наличие факторов угрожающих вашему благополучию или жизни, противном случае, лучше покинуть такое место. Если постоянное местопребывание в таком месте невозможно, то следует, по крайней мере, проводить там часть своего времени и в конце жизни приложить усилия к тому, чтобы удалиться от дел и подготовиться к смерти в благоприятном месте. Там где находится божество Господа, святые места, обители святых, море, горы и реки - всегда благоприятны в радиусе восьми миль от этого места.

8. Медитация

(сосредоточение потока мыслей на одном объекте):

То, о чем мы часто делаем, думаем, страстно желаем, испытывая эмоциональную привязанность, определяет будущие события нашей жизни и тот характер тела, который мы получим в следующей жизни.

9. Мантра (звук)

Произносимые и услышанные нами слова, молитвы, звуки (разговоры, ТВ, радио, реклама и т.п.) программируют наше сознание и формируют мысленную среду нашего ума, таким образом определяя нашу медитацию (размышление), поэтому всегда по возможности рекомендуется говорить и слушать о Боге, обо всем, что с Ним связано, избегая неблагочестивого и ненужного общения и контактов.

10. Вода и пища:

Мы состоим из того, что мы потребляем, отсюда можно заключить, что пища и вода должны быть максимально чисты, не добыты преступными способами, чрезмерными усилиями, с нанесением вреда другим живым существам, включая животных и растения (по крайней мере, этот ущерб должен быть минимальным с предложением молитв). Следует избегать для употребления в качестве пищи и удовлетворения других нужд: мяса, рыбы, яиц, и других частей тела животных, если для этого потребовалось умертвить живое существо раньше положенного ему срока, алкоголя, наркотических и токсических веществ, свести к минимуму использование синтетических продуктов.

Смысл человеческой жизни в самоосознании. Степени самоосознания человек достигает за пределами материальной природы. Однако прежде чем возвысится над природой, необходимо для начала освободится от влияния невежества, затем страсти, и, в конце концов, выйти за пределы праведности. Вот что говорится в Бхагавад Гите о могуществе знания о трёх гунах материальной природы:

Я возвещу тебе эту высшую мудрость, лучшую из всего знания, познав которую мудрецы достигали наивысшего совершенства. Утвердившись в этом знании, человек может достичь духовной природы, подобной Моей собственной, и тогда он уже не рождается во время творения, и уничтожение не затрагивает его

 


Читайте:


Добавить комментарий


Практика учения

Принцип отречения

News image

Так ты будешь свободен от оков деятельности, и ее благоприятных и неблагоприятных результатов. С тво...

Сохранять равновесие

News image

O Бог богов, о убежище миров, пожалуйста будь добр ко мне. Я не могу сох...

Популярные статьи

Бог Кама

News image

Ка ма (санскр.  «любовь», «чувственное влечение») — в древнеиндийской мифологии бог любви, сын Лакшми и Вишну. Изображается в виде крылатого юн...

Изначальная форма

News image

Увидев эту вселенскую форму, которую я никогда не видел прежде, я испытываю радость, но в то же самое время мой...

Лакшми, дающая богатство

News image

Как вы думаете, кто самый богатый человек в Великобритании? Нет, не Абрамович … А сталелитейный олигарх Лакшми Миттал, бизнесмен с ин...

Индусские Боги

News image

Есть так много богов в Индуизме. Индусы полагают, что есть многократные Боги? Почему они поклоняются многократным богам? Есть 33 Девы (предугадывает), ко...

Философы и мыслители

Рамакришна. Великий Лебедь

News image

18 февраля 1836 г. в деревне Камарпукур, в районе Хугли в Бенгалии, у бедной брахманской четы — Кхудирама и Чандра-мани родился младший сын Гададхар Чаттерджи, ко...

Амакришна парамахамса. Человек на все вр

News image

РАМАКРИШНА ПАРАМАХАМСА (ГАДАДХАР ЧАТТЕРДЖИ. 1836-1886) — выдающийся религиозный мыслитель и проповедник. С детских лет благодаря постоянному общению с проходившими через его деревню паломниками он познакомился «с...