Свобода выбора человека |
Учение - Философия Индуизма |
Когда живое существо обладает материальным сознанием, оно действует в материальном мире, находясь в одном из материальных тел. Эти действия имеют последствия, выходящие за рамки жизни в этом теле. Такого рода последствия накапливаются и формируют предопределенные параметры для новых тел, которые живое существо получит в одной из будущих жизней. Так в течение жизни в нынешнем теле, душа постепенно создает для себя новое тело. Это и называется кармой. Карма - это постепенное создание нового материального тела, силой своего материального сознания. [ [1] Bhagavad-Gita as it is, 8.3 text ] После смерти старого тела такое живое существо переходит в новое тело. Вступление Общая концепция кармы Общее значение слово карма означает , , или . Слово карма происходит из санскритского корня кри - . Т.е. карма -- это действия, приводящие к определенным результатам. Определение кармы в масштабе вселенной : Карма - это деятельность, которая имеет место в материальном мире 1) через посредство сочетания 3-х качеств природы, 2) сменяющих друг друга под контролем вечного времени [2] И в масштабе индивидуальной души КармаКогда живое существо обладает материальным сознанием, оно действует в материальном мире, находясь в одном из материальных тел. Эти действия имеют последствия, выходящие за рамки жизни в этом теле. Такого рода последствия накапливаются и формируют предопределенные параметры для новых тел, которые живое существо получит в одной из будущих жизней. Так в течение жизни в нынешнем теле, душа постепенно создает для себя новое тело. Это и называется кармой. Карма - это постепенное создание нового материального тела, силой своего материального сознания. [3] После смерти старого тела такое живое существо переходит в новое тело. Кармендрии Здесь мы будем применять термин только в отношении живых существ, воплощенных в материальные тела. Материальная энергия дает нам тела, которые наделены пятью органами действия: 1) рот (с двойной функцией - говорить и есть), 2) руки, 3) ноги, 4) гениталии и 5) анус (прямая кишка). Эта группа чувств называется действующие или рабочие органы чувств. У низших форм жизни эти органы также присутствуют, хотя они могут до неузнаваемости отличаться от человеческих. В этом случае мы определяем их так: · органы приема пищи · органы защиты и приобретения · органы передвижения · органы размножения (приносящие специфически острые наслаждения телу) · органы выведения отходов из тела Животные, как правило, передвигаются на четырех лапах, и часто передние лапы также выполняют у них функцию . Но хватательный рефлекс развит так, что они способны выполнять это не только передними, но и задними лапами, а хвост у них может выполнять функцию ног, когда они с его помощью висят на дереве. У слонов функцию рук может выполнять хобот и т.д. У дерева орган приема пищи - это его корни. Хотя у бактерий и микробов все эти функции могут быть совмещены в одном органе - мембране - тем не менее их функции также остаются. Изначально пять действующих чувств есть у каждой духовной души. Когда живое существо начинает отождествлять себя с материей, ложное эго вытягивает из нее всю энергию - в том числе и чувства - и вживляет их в материю. Особенно явственно и близко к духовному оригиналу проявление этих чувств видно в человеческом теле. Два основных определения кармы Карма - это многозначное слово. Существует несколько основных значений, из которых мы рассмотрим только два самых фундаментальных. Остальные значения имеют смысл лишь в контексте вопросов, выходящих за рамки Базового курса, поэтому мы их касаться не будем. Первое значение слова карма - это деятельность, поступок или труд, которое совершает воплощенное живое существо с помощью своих пяти действующих чувств. Суммарный же результат этой деятельности - это второе значение слова карма. Его синонимами могут служить такие словосочетания, как , , или просто . Теперь нам следует вернуться к таблице, приведенной на последних двух страницах материала на тему . Первое значение слова карма можно увидеть в следующих строках этой таблицы: и . Второе значение - в следующих строках: , , . В течение жизни человек совершает много разных поступков, выполняя разную деятельность и руководствуясь разными мотивами. В конце жизни подсчитывается суммарный результат последствий, и живое существо переходит в следующее рождение. Если суммарный результат кармических последствий оказался большей частью в благости - душа воплощается, как сверхчеловеческое существо на высших планетах, если в страсти - как человек на средних планетах, и если в невежестве - как животное или ниже. Веды указывают, что исполнение своих обязанностей в благости улучшают карму человека. Кульминацией всех видов праведной деятельности является деятельность, направленная только на духовную цель. Такая деятельность называется трансцендентной кармой, или наишкармой. Посвящая себя такой деятельности, можно полностью освободиться из круговорота рождения и смерти. Таким образом, тема кармы тесно связана с темами реинкарнации и освобождения, которые будут рассмотрены на следующих занятиях. Роль Сверх сознания Как уже говорилось, Сверхсознание - это экспансия Бога, которая проникает в сердце каждого живого существа и в каждый атом вселенной. Сверхсознание является главным свидетелем всех действий, желаний и мотивов, которыми руководствуется индивидуальная душа. (13.23) утверждает, что Сверхсознание выполняет две функции: 1) наблюдает и 2) дозволяет (или, как нам может казаться, попустительствует). Поступки (или карма), свидетелем которых является Сверхсознание, наказываются или поощряются с помощью материальной энергии в виде кармических последствий. Сверхсознание полностью беспристрастна ко всему. Все, что делает Сверхсознание - это удовлетворяет желания обусловленных живых существ, не попадая под влияние приязни и неприязни к кому-либо или чему-либо. Поэтому Сверхсознание безупречно справедливо. Ограниченная свобода выбора У нас всегда есть возможность выбора. Мы свободны в выборе действий, но не свободны в выборе последствий. В свою очередь, последствия могут расширять наши возможности выбора действий, сужать их, или оставлять такими же. Самый широкий выбор душа имеет в духовном мире. Этот выбор состоит из 2-х видов желаний. Первая категория желаний - это желание служить высшей цели. В этой категории бесчисленное количество вариантов. Ко второй категории относится желание наслаждаться в материальном мире, чтобы попытать счастья там. До тех пор пока поступки живого существа не создают последствий, сковывающих дальнейшую деятельность, оно свободно. Но в материальном мире наша свобода выбора ограничена последствиями прошлой деятельности. Иногда человек чувствует разочарование, или даже стыд и гнев по отношению к той роли, которую он играет, или к тому телу, в котором оно находится. Но у него нет выбора - он не может быть тем, чем ему хотелось бы быть. Определение обусловленной души В некоторых книгах можно встретить словосочетание . Важно дать определение этому понятию. Когда из-за несовершенных желаний живое существо в своем наслаждении становится зависимой от материальных условий, оно называется обусловленной Совершенному существу для счастья не нужно вообще никаких материальных условий. Избавившись от всех материальных привязанностей, она просто уходит из этого материального мира, как заключенный отбывший срок наказания, покидает тюрьму. Чем больше нужно материальных условий для того, чтобы чувствовать себя счастливой, тем сильнее она обусловлена. Большая или меньшая обусловленность зависит от желаний, которые мы в себе культивируем. . (Бхагавад-Гита, 5.15, комм.) Существует много видов материальной обусловленности: пол, возраст, национальность, профессия, общественная группа, и т.д. Даже человек - это одна из форм обусловленности. Многие из этих материальных условий мы не способны изменить, даже если попытаемся. Итак, материя ограничивает нас во многих сферах жизни. Представления о судьбе в невежестве Можно тогда спросить, а есть ли у нас вообще какая-либо свобода? Что, если действия, которые кажутся проявлением нашей свободной воли, уже предопределены? Кем? Высшей силой, Провидением, Сверхсознанием. Но если все уже предопределено Сверхсознанием, то индивидуум не несет никакой ответственности. Она ни в чем не виновата, потому что она ничего не решает, а если и решает, то не по-настоящему, потому что все ее решения и так уже предопределены. Если так, то кто несет ответственность за все то зло, которое происходит в этом мире? Бог. Тогда Бог - это жестокий всесильный тиран, который обрек несчастные души на страдания. Вы верите в это? Но можно задать два вопроса: Ответы получить нетрудно: 1) Мы взяли это из своего ума 2) Никакого смысла в жизни нет. Поэтому не остается ничего, кроме как скорбеть и сетовать на судьбу. Скорбь (без причины) - это признак невежества. Это точка зрения в невежестве. Таких людей называют фаталистами. Представление о свободе в страсти Есть люди, которые утверждают, что такого понятия, как судьба или карма вообще не существует. В современном мире, подмятом под себя американской кино - и видеопродукцией образ человека, преодолевающего внешние, невероятно сложные обстоятельства, стал особенно популярным и привлекательным. Однако в говорится об этом следующее: Материалистичные люди В чем состоит выбор? Человек всегда имеет выбор между тем, чтобы поступать благочестиво или греховно. Благочестивые поступки приносят в будущем плоды наслаждения, греховные - плоды страдания. Благочестивые поступки - это те виды деятельности, которые рекомендованы Ведами, например, жертвоприношения, аскезы или благотворительность. Некоторые виды деятельности одинаковы для всех. Другие же предписаны для определенных людей или конкретных специфических обстоятельств. . Греховные поступки - это виды деятельности, запрещенные священными писаниями. Еще более широкий выбор - это выбор общения с тремя качествами природы. Если человек выбирает праведное общение, он возвышается, если со страстью - топчется на месте, если с невежеством - деградирует. В конечном счете, самый существенный выбор, который делает человек в своей жизни - это выбор объекта служения и поклонения. Главный выбор, который стоит передо мной - это согласен ли я служить другим или нет. Если нет, тогда я буду служить своим чувствам и ложному . Таким образом, человек всегда имеет возможность выбора. Ключ к расширению свободы выбора Свобода выбора и сила воли. Эти два понятия тесно связаны. Воля необходима для того, чтобы преодолеть препятствия к той цели, которую я выбрал. То, о чем слабовольный не может даже себе помыслить, оказывается вполне достижимо для человека с более сильной волей. Поэтому свобода выбора расширяется благодаря увеличению силы воли. Сила воли существенна для каждого человека. Подобно любой другой силе, мы можем ослабить ее или укрепить в определенных пределах. Культивируя отрешенность от наслаждения своих чувств, человек усиливает свою волю и обретает больше возможностей управлять своей жизнью. Культивируя привязанность, человек ослабляет свою волю и теряет контроль. Но при любых обстоятельствах свобода воли души не может ни полностью исчезнуть, ни стать всемогущей. Принцип необратимости кармы Еще раз вспомним важное положение закона кармы: Мы можем выбирать поступки, но не последствия (или плоды) этих поступков. Результаты придут и проявятся на тонком или грубом уровне, не спрашивая нас, хотим мы того или нет, верим мы в закон кармы или нет. Мы должны понимать природу кармы. Когда поступок совершен - он необратим. По большому счету, его нельзя вернуть. Когда палец нажимает на курок, пуля вылетает и уже невозможно передумать. Поэтому разумные люди всегда поступают обдуманно: . Еще более точный пример - это пример с бумерангом. После того, как бумеранг выпущен, его нельзя отменить. Он летит по закону природы и возвращается к нам через некоторое время также по закону природы. Обычный бумеранг прилетает к нам таким же, каким мы его выпустили. Бумеранг кармы также возвращается к нам, но он может вернуться в совсем ином качестве в будущих жизнях. Нелинейность закона кармы Последствия того или иного поступка определяет Сверхсознание - гарант справедливости в этом мире. При вычислении того, что должно к нам в будущем Сверхсознание в совершенстве учитывает намерения, мотивы и цели человека, совершающего тот или иной поступок. Даже в современном уголовном законодательстве учитывается злой или преступный умысел или отсутствие такового (например, статья 28 УК РФ ). При вынесении приговора судьи этого мира могут ошибаться, ибо их чувства несовершенны. Но Сверхсознание пронизывает собой все и знает все, что творится в душе у каждого существа. С безупречной точностью Сверхсознание отмеряет последствия того, чего мы заслуживаем. Поэтому несправедливости в этом мире просто не существует. В качестве примера нелинейности закона кармы можно привести такие примеры из шастр: Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур цитирует смрити-шастры, которые рекомендуют заниматься материальной благочестивой деятельностью, в частности раздавать милостыню. Деньги, пожертвованные достойному человеку, гарантируют нам безбедное существование в следующей жизни. Пожертвования надлежит давать брахманам [4] . Если пожертвовать деньги человеку, не обладающему развитыми качествами, то в следующей жизни они возвратятся в том же количестве. Если дать их полуобразованному брахману, они возвратятся в двойном размере. Если дать деньги ученому, обладающему всеми достоинствами, они возвратятся в стократном размере, а святому - тысячекратно. Деньги, отданные кому-то, обязательно вернутся к нам, в той или иной пропорции. Тяжелая карма В этой связи важно понять, что значит . Незначительные поступки (такие как, почесать себе затылок) не принесут каких-то серьезных последствий ни в этой жизни, не в будущей. Но греховные - принесут страдания. Среди них есть такие, которые обеспечат тяжелые последствия на многие жизни вперед по убывающей. Живые существа, с тяжелыми кармическими последствиями попадают на эти планеты и претерпевают различного рода страдания, которые соответствуют их прошлым поступкам. Они выносят эти наказания, находясь в тонких телах, которые не могут умереть. Несмотря на то, что тонкое тело в аду может разрушаться или разлагаться, оно быстро восстанавливается, и живое существо не может его покинуть до тех пор, пока не испытает все, что заслужило. В Падма-пуране описывается эпизод, когда великому царю Джанаке показывали то, что происходит на низших планетах. В ходе этой экскурсии служитель этого мира показывает Джанаке: . Таким образом, последствия этого поступка расширяются на три жизни вперед: ад, свинья, евнух. Это то, что предопределено для этого существа. С другой стороны, существует обратная нелинейность, которая состоит в том, что казалось бы незначительным поступком в преданном служении Богу, человек может нейтрализовать очень серьезные грехи или оскорбления. Убийство священнослужителя является особо тяжким поступком по кармическим измерениям и обеспечивает много дурных последствий на много жизней вперед. Но если убийца, не имея дурного мотива, просто искренне раскаивается перед Богом, он очищается. Итак, тяжелая карма - это греховные поступки, приносящие дурные последствия на много жизней вперед. Чтобы исчерпать их полностью, потребуется несколько жизней. Механизм действия закона кармы Полезно знать этапы перехода от кармического действия к кармическому последствию на это действие. Мы опишем механизм кармы основываясь на Веданта-сутре, Шримад-Бхагаватам и Падма-Пуране. Время, они остаются непроявленными 3) Кута - Реакции в процессе проявления. (Реакции начинают проявляться. То, что на нас надвигается определенная реакция можно видеть по определенным знакам или предзнаменованиям Совершение поступка подобно посадке семени. Семя прорастает, пускает росток и потом дает плод. Когда плод созреет, наше тело, с которым мы себя отождествляем, должно будет потребить этот плод, независимо от того, сладок он или горек. Потребление плода также занимает какое-то время - в зависимости от его размера. Как мы уже говорили, последствие поступка может быть разбито на несколько жизней, т.е. на несколько плодов. Все эти плоды собраны в пучки, или группы. Каждая гроздь реакций предназначена или выделена на одну определенную жизнь, в течение которой эта гроздь или группа плодов должна быть потреблена этим телом. Когда тело потребило очередную гроздь плодов до конца, наступает смерть этого тела. Может казаться, что гроздь кончилась и плодов больше нет. Но помимо старой грозди, накоплены новые гроздья. Со смертью тела они вступают в силу и живое существо принимает новое тело, которое должно потребить новую гроздь кармических реакций, и т.д. Так живое существо вынуждено вновь и вновь рождаться и умирать. Бесконечный круговорот рождений и смертей называется самсарой. Чтобы вырваться из этого круговорота, необходимо освободиться от рабства кармы. Как это сделать мы поговорим на занятии об освобождении. А пока мы продолжим разбирать механизм кармы. Стадии созревания кармических реакций Каждое кармическое последствие может находиться в одном из 4-ех состояний: 1) Семя в мешке в семенами. 2) Семя, брошенное в землю. 3) Росток, цветение и появление плода. 4) Плод и его потребление. Эти 4 состояния имеют следующие названия и значение: 1) Апрарабдха-пхала - Непроявленные реакции (Реакции есть, но проявятся в следующих жизнях). 2) Биджа - Реакции в форме семени (Реакции есть и проявятся в этой жизни, но пока не пришло: добрым или недобрым, в зависимости от того, какая это реакция). 4) Прарабдха-карма (или Пхалонмукха) - полностью проявленные кармические реакции и процесс их потребления. Человек получает плод, который приносит наслаждение или страдание его грубому телу или тонкому телу, т.е. уму, разуму и ложному эго. Время протекает, как прошлое, настоящее и будущее. Каждый момент мы испытываем настоящее, но сражу же, в следующий миг настоящее становится прошлым. Каждый миг нашей жизни мы что-то делаем, т.е. сажаем семена кармических последствий, каждое из которых имеет разное время прорастания, всхода и созревания. Здесь важно подчеркнуть: плоды приходят через разное время. Например, сейчас я сделал поступок. Реакция на него может прийти через секунду, а может - через несколько жизней. Факт в том, что нам неизвестно, через какое время эти плоды созреют и к нам придут реакции. Хотя есть наука, которая изучает это, по большому счету, закон кармы - это закон высшего порядка, и обычные люди не имеют к нему доступа и не могут понять его. Поэтому в Бхагавад-Гите (4.17) говорится: В чем состоят хитросплетения кармы? Многим людям трудно понять даже принципы, не говоря уже о деталях. Но нам следует знать эти принципы. Знать принципиальные моменты закона кармы - значит понимать в чем состоят все эти хитросплетения и почему их так сложно распутать, если вы не наделены особой энергией. Почему сложно понять хитросплетения кармы? Попытаемся понять это на примере судьи. Во время судебного процесса судья анализирует и сводит воедино все поступки подсудимого. Затем, проанализировав все поступки, он выносит приговор. Но обычные люди не знают всех тонкостей и сложностей свода законов, руководствуясь которыми судья определяет оправдательный приговор или назначает меру наказания. Подобным же образом обычные люди не в состоянии понять когда созреет плод, посаженный сейчас. Например, допустим, что сейчас я совершаю поступок, который дает свой плод немедленно, но одновременно с этой реакцией ко мне приходит реакция на поступок, совершенный несколько жизней назад. Могу ли я точно распознать, что это не одна реакция, а одновременное сочетание двух? Если это так, то как мне точно понять, каков вид этих реакций? Откуда они пришли: с нынешней или с прошлой жизни? Все, что я могу делать - это предполагать, т.е. гадать. Единственное, что я могу сказать наверняка - это следующее: если эти последствия приносят мне наслаждение, то это реакция на мои хорошие поступки в прошлом, а если страдания, то это реакция на мои же дурные поступки в прошлом. Но какие конкретно это были поступки, откуда мне знать? Как давно я их совершил? На самом деле, чтобы прогрессировать духовно (и даже преуспевать материально) мне вовсе не нужно это знать. Это закон высшего порядка, работающий на уровне Сверхсознания. Иногда, не понимая этого, мы делаем ложные выводы: . Но это ошибочное рассуждение. Почему? Во-первых, мы не знаем во всей полноте, какие поступки мы совершили в прошлом (в том числе в прошлых жизнях). Во-вторых, мы не знаем сколько они будут созревать, и когда точно принесут свои плоды. В третьих, мы не учитываем, что несколько реакций на разные поступки, могут приходить одновременно и накладываться друг на друга. Это информация просто-напросто скрыта. К таким вещам не допускают кого попало. Чтобы получить доступ к этой информации, человек должен: 1) полностью развить в себе в полной мере все совершенные качества, описанные в (18.42): . Только тому, кто полностью утверждается в благости, Сверхсознание раскрывает знание о прошлом. 2) Он должен принадлежать к авторитетной цепи ученической преемственности и 3) быть большим знатоком науки о Джйотиша-шастре (Ведической астрологии). Еще раз мы хотим подчеркнуть следующее. Чтобы прогрессировать духовно необязательно копаться во всем этом грязном белье прошлой кармы. Не туда нужно вкладывать свое время и свою энергию. А куда? Нужно вложить свою энергию главным образом в ту духовную практику, которая рекомендуется в шастрах, как метод самоосознания для этого века. Это йуга-дхарма - главное лекарство для всех людей в Кали-югу. Согласно Шрима-Бхагаватам (11.5.32), если человек игнорирует это средство, то его нельзя назвать разумным. И можно видеть, что многие люди ведут себя как дети. Просто чтобы удовлетворить детское любопытство своего ума, люди готовы вопрошать о своей карме кого угодно, не обращая внимания на квалификацию. Другими словами, они готовы к тому, чтобы их обманули. Поэтому появляются обманщики. Спрос рождает предложение. Появляются люди, которые совсем не стесняясь предлагают себя в качестве так называемых , и даже пишут целые книги на основании своих домыслов. Читатели верят им, не проверяют их квалификацию. Чтобы видеть карму людей, человек должен получать откровения от Сверхсознания. Связь со Сверхсознанием -- это не дешевая вещь. Бхагавад-Гита (6.7-8) описывает, что значит быть связанным со Сверхсознанием: Чтобы понять квалификацию человека просто проведите элементарный тест по 2-ум параметрам: 1) авторитетное знание. Какова цепь преемственности, к которой он принадлежит? 2) бескорыстие. Насколько он не делает различия между камнем и золотом. Брахман не делает бизнес на своем знании. Он живет на пожертвования. Бескорыстие указывает на чистоту сердца. Если сердце нечисто, то ни о каком откровении от Сверхсознания речи быть не может. Сочетание предопределенности и свободы воли. Итак, согласно закону кармы поступки обуславливают, или предопределяют дальнейшие события, которым суждено случиться с нашим будущим телом. (И, т.к. мы отождествляем себя с ним, мы будем склонны говорить: .) Некоторые говорят, что наличие такой предопределенности несовместимо с принципом свободы воли. В комментарии на (11.3.6) говорится: История жизни близнецов В качестве еще одной иллюстрации свободы выбора можно привести историю двух близнецов из Америки. Время и место их рождения было совершенно одинаковое. Поэтому и карта их гороскопа также была одинаковой. Стартовые позиции в жизни были одними и теми же: мать-одиночка, бедная семья в Америке. Но странно, что они оказались очень разными по своей судьбе. На протяжении многих лет они проходили через похожие события. Один стал алкоголиком и преступником, другой - преуспевающим гражданином. Первого спросили, почему он стал таким. Он сказал - обстоятельства детства были так плохи, что я ничего не мог поделать с ними. Второго спросили о том же, и он ответил, обстоятельства были так плохи, что мне ничего не оставалось, как всё это стараться исправить. Таков результат их разных выборов. |
Читайте: |
---|