Tuesday 12th of December 2017


Веды
Учение - Веды и боги

веды

Веды - это наиболее известные священные писания индуизма. Считается, что у них нет автора, и что они были ясноуслышаны святыми мудрецами далёкого прошлого. Ведавьяса ( веды скомпилировавший ) структурировал остававшиеся доступными в то время священные писания и организовал их запись, оформив эти тексты в четыре веды: Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа.

Ригведа (Ригведа-самхита - её фактический текст) состоит из 10522 шлок (стихов-мантр); они сгруппированы в 1028 сукт (гимнов), которые, в свою очередь, сгруппированы в 10 мандал (книг). Все мантры Ригведы были открыты 400-ам риши, 25 из которых были женщинами. Некоторые из этих риши соблюдали обет безбрачия, в то время как другие состояли в браке. Ригведа в основном посвящена гимнам-мантрам, восхваляющим Господа и Его различные воплощения в форме божеств, наиболее часто упоминаемые среди которых - Агни, Индра, Варуна, Савитар и другие. Из божеств Троицы в ведах в основном упоминается только Брахма (Брама, Господь-Творец ), который в ведах персонифицируется фактически как cам Брахман ( Бог ). Вишну и Шива на момент записи Вед упоминаются только как второстепенные божества.

Самаведа состоит из 1875 стихов, и 90% её текста повторяет гимны Ригведы, отобранные для Самаведы по особой мелодичности звучания. В Яджурведе, состоящей из 1984 стихов, содержатся мантры и молитвы, используемые при проведении ведических ритуалов.

Атхарваведа (или веда жреца огня Атхарвана) - древнейшее собрание индийских заговоров, состоящее из 5977 шлок, датируемое приблизительно началом I тысячелетия до н.э. Атхарваведа уникальна в том отношении, что отражает те стороны жизни древнейших индийцев, память о которых исчезла бы навсегда, не будь она зафиксирована в этой веде. Другие веды обращены к богам, подвиги которых они восхваляют. Они представляют высокую поэзию и могут лишь косвенно отразить интересы и потребности людей того времени. Атхарваведа гораздо более непосредственно выражает нужды и желания ведийцев. В её заговорах и заклинаниях человек предстаёт в интимных аспектах своего существования. В Атхарваведе речь идёт обычно не о богах и мифах, а о человеке, его общественной и личной жизни, его болезнях и страхах и т.п. Это своего рода энциклопедия быта ведийских племён, из которой можно почерпнуть сведения и о помазании царя на царство, и о свадьбе или похоронах, и о постройке хижины, и о лечении больных, о науке земледелии, управлении государством и даже вооружении.

Все веды состоят из основного текста - самхит, а также трёх дополнительных разделов, которые большинство пандитов (ведических учёных) не относят к собственно тексту вед:

1) брахманы - гимны и мантры, которые используются для проведения индуистских ритуалов

2) араньяки - заповеди для лесных отшельников

3) упанишады - философские тексты.

Самхиты вед отображают на вербальном уровне экстаз упоения Богом древних риши, осознававших Бога всем своим существом, каждой его частицей. Санскрит (букв. культура , облагороженный ), на котором записаны веды, - это язык, максимально приближенный к миру богов, и звучание и вибрации санскрита буквально передают значение и вибрационную сущность вещей, что фактически делает любое санскритское слово или предложение мантрой (заклинанием), а алфавит санскрита графически передаёт вибрации произносимых слов (алфавит санскрита - деванагари - буквально означает из обители богов ). Веды - яркий пример текстов, в которых теряется почти вся сущность описываемых вещей, когда она низводится до вербального уровня.

Упанишады - это философские тексты на санскрите, которые подытоживают учения отдельных глав четырёх вед. Слово упанишада исполнено смысла. Упа значит процесс обучения, неотъемлемый от ништхи - упорства, усердия; шад означает постижение истинной реальности, первичной сути. Упанишады учат нас не только принципам Атмавидьи (знания Атмана). Они освещают и практические пути их постижения. Таким образом, слово упанишада означает постижение и применение на практике изначальных истин. Многие упанишады сохранились до наших дней. Каждый текст упанишад связан с той ведой, в которой он встречается, и поучения той или иной упанишады зачастую подаются в контексте соответствующего специфического ведического гимна или ритуала. Вместе взятые, упанишады носят общее название веданта . Они составляют раздел, имеющий отношение к Высшей Мудрости. В традициях веданты упанишады упоминаются как богооткровенные священные писания, благодаря постижению которых обретается знание Бр?хмана (Абсолюта). Всего существовало 1180 упанишад, но по прошествии веков многие из них исчезли из человеческой памяти, и до наших дней дошли 108. Десять упанишад приобрели особое значение как главные, или более или менее канонические упанишады. Это: Айтарея-упанишада (Ригведа), Брихадараньяка-упанишада (Шуклаяджурведа), Иша-упанишада (Шуклаяджурведа), Тайттирия-упанишада (Кришнаяджурведа), Катха-упанишада (Кришнаяджурведа), Чхандогья-упанишада (Самаведа), Кена-упанишада (Самаведа), Мундака-упанишада (Атхарваведа), Мандукья-упанишада (Атхарваведа), Прашна-упанишада (Атхарваведа). Остальные 98 упанишад дополняют их и посвящены различным вопросам миропознания.

Современный индуизм многое почерпнул из ведийской религии, отдельные элементы которой с течением времени трансформировались и заняли своё место в новой системе. Прежние боги закрепились на мелких ролях , уступив лидерство Вишну, Шиве и Дэви (Богине). Веды на протяжении тысячелетий передавались устной традицией: главным было не понимание, но фонетически безупречная артикуляция, ибо ведийские мантры сопровождали (и сопровождают) индуса на протяжении всей его жизни, маркируя ключевые этапы: рождение, наречение именем, посвящение в дваждырождённые , свадьбу и похороны. Ни на мгновение веды не теряли своего непревзойдённого авторитета, хотя давно и прочно стали абсолютно непонятными.

В хрестоматии из 20358 стихов вед мы приводим только несколько стихов из Ригведы, Атхарваведы и двух упанишад для того, чтобы составить представление о характере общения древних индийцев с богами, обыденной стороне их жизни и философских взглядах.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Практика учения

Огонь знания

News image

Как пылающий огонь превращает дрова в пепел, о Арджуна, так огонь знания сжигает дотла все по...

Хорошее настроение

News image

Шастра - оружие. Итак, мы говорили о том, что знание это оружие. Астра - это оружие, а ...

Популярные статьи

Изначальная форма

News image

Увидев эту вселенскую форму, которую я никогда не видел прежде, я испытываю радость, но в то же самое время мой...

Бог Кама

News image

Ка ма (санскр.  «любовь», «чувственное влечение») — в древнеиндийской мифологии бог любви, сын Лакшми и Вишну. Изображается в виде крылатого юн...

Лакшми, дающая богатство

News image

Как вы думаете, кто самый богатый человек в Великобритании? Нет, не Абрамович … А сталелитейный олигарх Лакшми Миттал, бизнесмен с ин...

Индусские Боги

News image

Есть так много богов в Индуизме. Индусы полагают, что есть многократные Боги? Почему они поклоняются многократным богам? Есть 33 Девы (предугадывает), ко...

Философы и мыслители

Трансцендентальный Ом

News image

Из великих мудрецов Я - Бхригу; из вибраций Я - трансцендентальный Ом. Из жертвоприношений Я - пение святых имен (джапа), из неподвижного Я - Гим...

Святая Мать - Шри Сарада Деви

News image

Шри Сарада Деви, известная среди приверженцев и последователей Шри Рамакришны как Святая Мать, родилась 22 декабря 1853. Она была прославленной супругой Шри Рамакришны Парамахамсы, святого из...