Индуизм в России |
Индуизм - Кастовое общество |
Гравюра начала XIX века, изображающая индуистский храм в Астрахани. По данным Индуистского форума Великобритании, в России насчитывается около 60 000 последователей индуизма, из них — более 10 000 в Москве.[1] Крупнейшей официально зарегистрированной индуистской организацией в России является Международное общество сознания Кришны (ИСККОН). В России также осуществляют свою деятельность такие индуистские организации, как Брахма Кумарис, Миссия Рамакришны, Ананда Марга, Сахаджа-йога, Миссия Чинмая, Тантра-сангха, организации последователей Махариши Махеш Йоги и Сатья Саи Бабы. В России насчитывается много последователей ИСККОН и Брахма Кумарис, тогда как другие индуистские организации не имеют значительного присутствия в стране.[2] По данным на декабрь 2005 года, в России существовало 78 официально зарегистрированных религиозных организаций кришнаитов и две тантрических организации.[2] В том же году, в России насчитывалось 20 официально зарегистрированных центров Брахма Кумарис, один центр Миссии Рамакришны (в Москве), один центр Ананда Марги (в Барнауле) и два центра Тантра-сангхи — в Москве и Нижнем Новгороде.[2] В Москве, Тантра-сангха насчитывала около 250 последователей.[2] История Индуизм впервые пришёл в Россию в XVII веке, вместе с индийскими купцами. В так называемой «Ключаревской летописи» сообщается, что первые индийские купцы прибыли на юг России, в Астрахань, в 1615—1616 годах. В 1649 году местными властями в Астрахани был создан «индийский двор» с деревянными избами для жилья и торговыми лавками. Индийцам было дозволено совершать религиозные обряды в соответствии с индуистскими традициями и обычаями. В 1673 году было построено новое, каменное подворье, которое простояло до 1842 года. Согласно С. И. Иваненко, купцы-индусы Астрахани и члены их семей поклонялись Кришне и следовали традициям вайшнавизма. Они имели свой собственный храм, в котором были установлены божества, проводились индуистские богослужения, читались священные тексты. Остатки этого храма существуют в Астрахани и в настоящее время. Свидетельством существования в Астрахани индуистского храма являются сделанные в начале XIX века гравюры и рисунки «видописца» Емельяна Корнеева. Среди его работ существуют две гравюры, созданные в 1809 году и изображающие индуистское вайшнавское богослужение в храме в Астрахани. Аналогичный изображению на «индийских» гравюрах Корнеева сюжет содержится в наброске, сделанном в XVIII веке рисовальщиком и гравёром Х. Г. Гейслером, путешествовавшим по России вместе с известным учёным-энциклопедистом и географом Петром Палласом (1741—1811). В это время в Индии правила мусульманская династия Великих Моголов, и индусы подвергались гонениям по религиозным мотивам. Тогда как в русском государстве, особенно при Петре I, индусам жилось заметно легче, чем в самой Индии. Пётр указывал властям «Держать к ним ласку и привет добрый и оберегать, чтобы им ни от кого обид не было». Для индийцев действовали низкие пошлины, из царской казны им предоставлялись ссуды, никто не мог вмешиваться как в их частную жизнь, так и в духовную. Вместе с тем, индийские купцы не занимались проповедью своей веры. Не сохранилось свидетельств того, что кто-либо из русских увлёкся индуизмом, или, тем более, принял его. Законодательство Российской империи разрешало иностранцам исповедовать их верования, но запрещало миссионерскую деятельность. В 1788 году была впервые переведена и издана на русском языке «Бхагавад-гита». Сделал это известный русский просветитель Н. И. Новиков (1744—1818). В последующем интерес к «Бхагавад-гите» усиливался — было издано более 5 различных её переводов. Индуистские эпосы «Махабхарата» (частью которого является «Бхагавад-гита») и «Рамаяна» входили в программу по истории в русских гимназиях и университетах XVIII—XX веков. |
Читайте: |
---|