Учение -
Философия Индуизма
|
Понятие санкхьи в Шветашватара-упашшаде и Бхагавадгите можно перевести как «теория» или «знание». В самых ранних из прослеживаемых источников Бог не присутствует, и точно так же нет никаких советов о том, как может быть реализована кайвалья. Традиционно путь к освобождению пролегал через сочетание анализа санкхьи с практикой йоги, для чего последняя обеспечивается метафизической основой, хотя среди шести школ астики йога занимает отдельное место. В своей теистической форме санкхья добавляет к пракрити двадцать шестую категорию — Ишвару, Господа
|
Учение -
Философия Индуизма
|
«Санкхья» означает «перечисление», вероятно, из-за детализированного подхода, с помощью которого учение анализирует человеческую личность, хотя оно и не является единственным в своем роде. Это дуалистическая система, которая теоретически обосновывает две конечные, или вечные, реальности: пурушу и пракрита. Причина боли заключается в том, что душа, или космический дух (пуруша), не тождественна телу, или материи (пракрити). Пуруша по существу свободен, но его сдерживают телесные оковы, что и является причиной страдания
|
Учение -
Философия Индуизма
|
Старейшая система астики — санкхья. Происхождение ее неясно. Первоначально система, возможно, была материалистической (хотя она рассматривает материю как вечную и самосущностную, в имеющихся письменных источниках прослеживается тенденция к теизму; она связана с йогой как методом освобождения). Классический трактат по санкхье - Санкхьяка-рика, он относится к III в
|
Учение -
Философия Индуизма
|
В философии индуизма существует шесть школ, или даршанов, которые основаны на Ведах (в том числе, конечно, на Упанишадах и Гитах).
Они называются астика, или ортодоксальные. Наиболее известными неортодоксальными, или настика, школами являются чарвака, буддизм и джайнизм, которые отрицают авторитет Вед как боговдохновленных учений и предоставляют свое собственное альтернативное мировоззрение и взгляды на пути к освобождению.
Шесть школ астики в настоящее время обычно группируют по две, однако первоначально такая организация не была обязательной, и пары не всегда дополняют одна другую
|
Учение -
Философия Индуизма
|
Если ортодоксальному верующему индусу задать вопрос о том, что входит в его веру, ответ, вероятно, будет содержать следующие положения:
• вера в конечную реальность;
• вера в авторитет Вед (в том числе Упантиад);
• вера в принципы кармы и сансары, а также в конечное достижение мокши; к этому часто добавляют исполнение дхармы, правильное поведение и соблюдение кастовых обязательств.
Имея это в виду, мы можем утверждать, что в основе философских систем, а также религиозных движений и учений индуизма лежит цель не только найти истину, но и осознать истину в жизни. Другими словами, учитель анализирует природу Реальности с тем, чтобы ученик не смог больше попасть в цикл перерождений, но достиг бы мокши. Таким образом, философия индуизма, возможно, ближе к западной теологии, чем к западной философии
|
|